Анна Коршикова
Консультация «Этикет воспитателя»
▼ Скачать +Заказ
Этикет воспитателя
Сотрудники дошкольной организации общаются с широким кругом лиц (коллегами, родителями воспитанников) в своем коллективе и за его пределами. Чем лучше воспитатели владеют правилами профессионального этикета, тем успешнее их профессиональная деятельность, тем комфортнее и уютнее они чувствуют себя с коллегами, с близкими и друзьями.
Знание этикета расширяет наш внутренний и окружающий мир повышает нашу репутацию и авторитет в глазах родителей, поднимает планку уважительного отношения родителей к воспитателю, а значит и к детскому саду.
Публикация «Консультация „Этикет воспитателя“» размещена в разделах
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».
Существует несколько основных правил профессионального этикета воспитателя :
Визуальная привлекательность.
Культура поведения.
Культура речи.
1. Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от воспитателя. Это одежда, прическа, макияж.
Основной стиль воспитателя – классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Добавляя модные пропорции, нюансы покроя, используя ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков можно сделать этот стиль современным, отвечающим модным тенденциям. Одежда воспитателя несет большую психологическую нагрузку.
Не желательно использовать одежду:
-сильно облегающую, спортивную (если это не инструктор по физическому воспитанию детей или спортивные соревнования);
- чрезмерно короткую и открытую;
-не используйте одежду из тканей, которая легко мнется, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
Обувь предпочтительнее классического стиля.
Инструментом мощного воздействия на детей является лицо воспитателя, которое должно быть доброжелательным, заинтересованным. Такое выражение лица показывает то, что происходит в группе интересно и важно самому воспитателю, а значит должно быть интересно и важно детям.
Руки воспитателя должны быть чистыми с ухоженными ногтями.
Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым лаком.
Прическа должна быть аккуратная, длинные волосы должны быть заколоты.
Парфюм и косметические средства с легким нейтральным ароматом.
Обувь с закрытым носком и пяткой. Оптимальным считаются туфли лодочки, на среднем каблуке до 7 см или без каблука.
Макияж должен быть не броским, в мягкой цветовой гамме.
Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых, проявляет уважение к окружающим людям.
2. Культура поведения.
Ребёнок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые поступки, слышит все слова, перенимает от взрослых суждения и манеру поведения и поэтому необходимо быть примером для своих воспитанников.
В своей работе воспитатель должен стараться :
• Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
• Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
• Видеть во всем положительное.
• Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие- основа вашего здоровья.
• Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты- в душе в семье, на работе. Прививайте это детям.
• Быть добрыми и честными. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Следует всегда помнить:
• «Терпение-дар Неба». Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
• Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
• Коллектив – тоже семья. Укрепляйте мир семьи добрыми словами, добрыми делами.
• Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
• Не скупиться на похвалу.
• Не создавать конфликтных ситуаций.
• Следить за внешностью и поведением.
• Ваше отношение к работе, к людям. предметам — образец для подражания.
Воспитывая детей нужно стремиться:
• Любить ребенка таким, каков он есть.
• Уважать в каждом ребенке личность.
• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
• Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
В детском саду запрещается:
• Кричать и наказывать детей.
• Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
• Приходить к детям с плохим настроением.
• Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
• Оставлять детей одних.
• Унижать ребенка.
Малыши благополучно развиваются и воспитываются в атмосфере любви и доброжелательности. Если воспитатель усвоил эти правила профессионального этикета, он уже добился первой ступени в развитии сердечного слуха в своем воспитаннике. Теперь надо помочь ребенку познать самого себя и свои возможности.
3. Культура речи
Существуют правила речевой культуры воспитателя :
Воспитатель должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических бесцветна.
Воспитатель должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту, с интонацией, ставя логические ударения.
Мелодичность придает голосу воспитателя индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников : воодушевлять, увлекать, успокаивать.
Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь?
Речь воспитателя должна быть полной, красочной, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлена, выразительна, между отдельными частями высказывания должна быть установлена логическая связь. Постоянное совершенствование качества своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей.
Не стоит забывать основные правила общения между воспитателями.
1. Взаимоотношения между воспитателями основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Воспитатель защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
2. Воспитатели избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
3. Воспитатели избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Воспитателей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
4. В детском саду не должно быть места сплетням.
Так же необходимо помнить правила общения воспитателя с воспитанниками :
1. Воспитатель сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
2. В первую очередь воспитатель должен быть требователен к себе. Требовательность воспитателя по отношению к воспитаннику позитивна и обоснована. Воспитатель никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
3. Воспитатель выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников воспитатель стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
5. Воспитатель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, воспитатель должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
5. При оценке достижений воспитанников воспитатель стремится к объективности и справедливости.
6. Воспитатель постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
7. Воспитатель соблюдает дискретность. Воспитателю запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
8. Воспитатель не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
Воспитатель просто обязан в силу своей профессии грамотно и доходчиво излагать свои мысли. Более того, ему приходиться постоянно дифференцировать свою речь, ведь в течение дня воспитателю надо разговаривать с детьми, коллегами, начальством. И каждый раз выбирать те языковые средства, которые будут понятны тому, с кем в данный момент он общается.
Несмотря на то, что деятельность воспитателя сопряжена с постоянным стрессом, он также в силу своей профессии всегда должен быть любезен, вежлив и доброжелателен, потому что воспитатель – это не просто сотрудник. Он является лицом образовательного учреждения. По его словам и поступкам, а также внешнему виду, можно сделать вывод, насколько хорош его педагогический образ. Также доброжелательность воспитателя способствует созданию благоприятной психологической атмосферы в группе.
Таким образом, деловой этикет состоит из множества отдельных деталей и элементов, которые говорят о профессионализме воспитателя. В современном обществе необходимо использовать принципы делового общения, для достижения наилучших результатов. В каждом отдельном случае применяются свои правила.