Эльвира Лукьяненко
Этическая беседа «Будем честно жить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Этическая беседа «Будем честно жить!»
для детей старшего дошкольного возраста (6 -7 лет)
Цель: формирование нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения (правда, ложь).
2. Формировать этические представления, их систематизация и дифференциация.
3. Вызвать положительные нравственные чувства: радость, доброту или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев художественных произведений.
Публикация «Этическая беседа „Будем честно жить!“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Оборудование: два мольберта, цветная бумага, ножницы, мяч, заготовки из картона (круги).
Интеграции областей: «Социально-коммуникативной»; «Художественно-эстетической»; «Познавательной»; «Речевой»; использование методики ТРИЗ («мозговой штурм»).
Ход:
1. Организационный момент
Педагог: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о таких понятиях, как «правда» и «ложь». Но прежде чем мы начнем разговор, я предлагаю вам послушать народную сказку:
«За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. одну звали - Правда, другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спину гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».
Трудолюбивый человек ее не слушает, знай, себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе врёт. да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».
Вопросы к детям:
- Дети, как вы понимаете, что такое ложь?
-А что такое, правда?
- Как уберечь себя ото лжи?
- Какой вы себе представляете правду, а какой – ложь? (ответы детей)
Педагог: Правда - это высказывание, соответствующее действительности, то есть то, что происходит на самом деле. Слово «правда» можно заменить словами: истина, честность.
-А что значит быть честным, правдивым? (примерные ответы детей - никогда никого не обманывать, говорить только правду, не лгать, обманывать это плохо и т. д.).
Ложь - это намеренное искажение правды. Слово «ложь» можно заменить словами: неправда, вранье, обман.
- К чему может привести ложь? (ответы детей)
Педагог: Правильно, человеку, который врёт, не будут доверять, его не будут уважать, враньё может стать его привычкой.
2. Творческая (изобразительная) деятельность детей.
Педагог: А сейчас, дети, давайте изобразим правду и ложь смайликами (предлагается бумага жёлтого и чёрного цвета, цветные карандаши, ножницы). Жёлтый смайлик будет улыбаться, чёрный будет недовольный, злой.
Выполненные работы (смайлики) дети размещают на два разных мольберта: на одном - желтые; на другом – черные.
Педагог: Скажите, какой смайлик будет обозначать правду, а какой ложь и почему вы так думаете? (ответы детей)
3. Предлагается детям обсудить предложенную ситуацию (методика ТРИЗ - метод мозгового штурма).
Педагог: В детском саду вы обидели своего товарища, как вы оцените свой поступок, расскажите ли вы об этом взрослым? (рассуждения детей).
Анализ каждого рассуждения идёт по оценке «хорошо – плохо», при необходимости педагог задаёт вспомогательные вопросы.
4. Физкуьтминутка
Дети потянулись,
Друг другу улыбнулись
Раз нагнулись, два нагнулись.
На носочки встали,
С полки мяч достали.
5. Игра на закрепление материала (с мячом)
«Правда или ложь?»
Правила игры: ребёнок, ловит мяч, отвечает на вопрос словами: правда или ложь и бросает мяч обратно педагогу.
Педагог, бросая мяч, задаё т вопрос:
-На березе растут яблоки? (ответ ребёнка)
-Волк может сидеть на дереве? (ответ ребёнка)
-Зимой идет снег? (ответ ребёнка)
-Если у рыбы хорошее настроение, она поет? (ответ ребёнка)
-Завтра будет суббота? (ответ ребёнка)
-Наша земля плоская? (ответ ребёнка)
-Петух играет на рояле? (ответ ребёнка)
-На елке растут яблоки? (ответ ребёнка)
-Наша Земля круглая? (ответ ребёнка)
-Летом идет дождь? (ответ ребёнка)
-Собака ловит мышей? (ответ ребёнка)
-Если у слона хорошее настроение, то он летает? (ответ ребёнка)
5. Составление и заучивание правил честного поведения, дети предлагают примеры правил со своим объяснением.
Примерные правила (составленные вместе с детьми, заучиваются и используются и педагогом и детьми в оценке каких – либо действий).
- Сказал – сделай;
- Не уверен - не обещай;
- Ошибся – признайся;
- Поступай только честно;
- Говори всегда правду.
6. Рефлексия: круг «Дружных рукопожатий» (дети, педагог образуют круг)
Педагог:
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Давайте мы, ребята,
Дадим, друг другу руки и пообещаем (говорят все вместе) :
«Будем честно жить,
Не будем лгать, а будем, лишь
Правду говорить!» (дети, педагог - дают друг другу руки)
А сейчас, подумайте и сделайте свой выбор: кто будет всегда говорить правду – встанет у мольберта «Правды» (жёлтые смайлики, а кто думает, что лучше говорить неправду, лгать – встанет у мольберта с чёрными смайликами. (Дети делают свой выбор, если какой – либо ребёнок встаёт к мольберту с чёрными смайликами, педагог проводит с ним в дальнейшем индивидуальную профилактическую работу)
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с.
2. Данилков, А. А., Данилкова, Н. С. Игры на каждый день, 2008 г. ;
3. Корнеева О. Т. Быть послушным – хорошо! – Ростов – на – Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2011.- 64с., цветн. илл.