Викторова Татьяна
«Эти волшебные палочки». НОД по реализации национального компонента для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать
МАДОУ Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»
Конспект НОД
«Эти волшебные палочки»
для детей подготовительной к школе возраста (6-7лет).
Выполнила: Викторова Татьяна Анатольевна - воспитатель.
г. Белоярский. 2014г
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: удовлетворить познавательную потребность воспитанников о традиционных хантыйских игрушках.
Публикация «„Эти волшебные палочки“, НОД по реализации национального компонента для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Программное содержание:
Образовательные:
- научить детей играть в традиционную хантыйскую игру «щел»;
-помочь понять практическое назначение игрушек и их роль в быту и традиционной культуре коренного населения;
Развивающие:
-совершенствовать навыки виртуозного владения палочкой.
-развивать ловкость рук, логическое мышление, внимание, память;
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к народным традициям;
- воспитывать желание соблюдать правила игры, приобщаясь к истокам коренных народов севера;
-воспитывать чувство гостеприимства, доброжелательности.
Методы: игровой, практический, наглядный.
Словарная работа: «щёл», «талты юх», «хутанг», символика».
Раздаточный материал: одна палочка на ребенка, 1 туесок, картонные квадраты 15*15 с пластилиновой основой, по количеству воспитанников; веревочка 20-25 см по количеству детей.
Демонстрационный: 1 палочка- экспонат, картины-схемы: «Чум», «Лебедь».
Ход занятия.
Педагог: Ребята, вы помните, когда мы защищали проект Ваня предложил вам поближе познакомиться с хантыйскими игрушками и головоломками. Я правильно поняла ваше желание?
Дети: Да!
Педагог: Вот, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность познакомиться с новой хантыйской игрушкой, дело в том, что она недавно появилась в нашем музее патриотического воспитания, и я хочу вас с ней познакомить. (Педагог показывает палочку)
Педагог: Знаете что это такое?
Дети: Палочка.
Педагог: Это палочка не простая. А самый настоящий хантыйский полезный инструмент.
А из чего изготавливаются все хантыйские игрушки?
Дети: Они изготовлены из природного и подручного материла.
Педагог: Правильно, потому что они безвредны и не нужно много забот, чтобы их изготовить. С ранних лет ребенка-ханты необходимо приучать выживать в суровых северных условиях, учить охоте, рыболовству, оленеводству, защите своего жилища. Что бы этому научиться, детей тренируют с помощью игр, учат «управлять» своими способностями, тренировать необходимые качества.
Каждый предмет у хантыйских детей может превратиться в игрушку, и развивать ум, ловкость, смекалку, физическую силу.
Все игры с палочками очень распространены в среде детей - хантов и называются - «щёл». Существуют разные виды игр – «щёл».
Мы познакомимся с некоторыми из них, которые можно играть в помещении.
Игра называется - «щёл».
Педагог: Присаживайтесь на коврик поудобнее. Скажите, а можно с одной палочкой играть большому количеству детей?
Дети: Нет.
Педагог: Для этого я вам приготовила каждому палочки. Возьмите каждый себе по одной палочке и посмотрите, как нужно играть в эту игру.
1 вариант: Нужно положить палочку на тыльную сторону ладони, подбросить снизу вверх, и поймать её внутренней ладонью. (показ)
Сначала правой рукой, а затем левой рукой. Ну что, попробуем ребята?
Дети: Да!
Педагог: Молодцы! Какие же вы ловкие! У вас все получилось!
А, сейчас, я вам покажу как по другому можно ловить палочку.
2й вариант: Точно так же нужно положить палочку на тыльную сторону ладони, подбросить снизу вверх, и в это время повернуть руку ладонью вверх и поймать палочку.
Педагог: Как вы думаете, чем учит эта игра?
Дети: Ловкости рук, внимательности, развивают зрение. Которые пригодятся на охоте, на рыбалке, на пастбище.
Педагог: А при помощи чего дети добиваются этой ловкости?
Дети: При помощи палочки.
Педагог: Правильно, ловкость и внимательность – важные качества для жизни в суровых северных условиях. Это одно из предназначений палочки в жизни хантов.
Скажите, что нужно для того, чтобы оленеводы-ханты обустроили свое жилище-чум?
Дети: Палки, шкуры оленей.
Педагог: Правильно, из чего строится чум?
Дети: Из палок, шкур оленей, веревок.
Педагог: Вот для того, чтобы дети ханты, когда вырастут, умели построить чум, придумана другая игра «щёл» - «Построй чумик». Подойдем к столу.
Основой чума служат жерди, длинные по величине (показ картинки).
Чтобы чум получился прочным, устойчивым. Жерди размещают на одинаковом расстоянии друг от друга и крепко втыкают в землю, на верху чума жерди перекрещиваются и их закрепляют веревкой. Чум получается устойчивым. Ребята, давайте попробуем, как хантыйские дети учатся строить чум. Только вместо жердей у нас будут - палочки.
Дети: Давайте!
Педагог: Правила простые, детям нужно выстроить такой же чум как и взрослые, а для этого они берут нужного размера палочки и тренируются играя. И Вам предлагаю тоже потренироваться.
Дети берут основу из пластилина (барельеф) и строят чум.
Педагог: Чему учит эта игра?
Дети: Строительству жилища, ловкости, трудолюбию.
Педагог: А какая в этом роль палочки?
Дети: Палочки служат основой в строительстве чума.
Педагог: Это еще одно предназначение палочки – строительство.
Педагог: Чем же еще ханты занимаются в тайге?
Дети: Охотой, рыболовством, оленеводством.
Педагог: Это очень важно научиться добывать себе пищу, но животные тоже хитрые, и так просто не поддаются, и поэтому детей учат другой игре-состязания. (Входят два ребенка одеты в хантыйскую одежду)
Гости: Здравствуйте ребята! Мы, в интернете, прочитали про ваш проект «Куклы народа ханты» и обрадовались, сколько всего вы узнали, о наших куклах и обрядах, а еще мы прочитали, что вы хотели научиться наши национальным играм? Это правда?
Дети: - Да! Мы очень хотим узнать про хантыйские игы.
Гости: А мы приехали научить вас одной игре называется “Талты юх”, что значит - перетягивание палки. Чаще всего это состязание проходило весной, во время “Mедвежьих праздников”, или в другое время на свадьбах, когда приезжали гости. (Показ, два игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают равномерно палку. По команде судьи игроки начинали тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживал и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Нельзя было сгибать ноги в коленях. Победитель состязался со следующим игроком. Игра продолжалась до выявления победителя среди всех участников состязания.
Хотите ребята попробовать?
Дети: Да!
(Дети разбиваются на пары и состязаются в перетягивании)
Гости: Здорово, как у вас получается! Как будто вы уже много раз играли в эту игру! Ребята, как вы думаете, чему учит эта игра?
Дети: Ловкости, силе рук, смекалке, соперничеству, способу выиграть.
Педагог: А что помогает хантыйским детям развивать это качество?
Дети: Большая палка.
Педагог: Ребята, давайте скажем гостям спасибо за то, что научили нас интересной игре, и попросим их остаться, они увидят, чему мы еще научимся. А мы подойдем к столу. (Демонстрация картины.)
Педагог: Удивительное дело! Игры с палочками развивать могут не только физическую силу, ловкость, осторожность, но и умение считать, и вы в этом сейчас убедитесь. Игра называется «хутанг». что значит- «Лебедь. Эта игра имеет несколько вариантов. Чтобы в нее поиграть, нам нужно выложить из палочек фигуры птицы – лебедя, а для этого предлагаю изучить схему и вы самостоятельно выложите такую же фигуру птицы.
( Дети выкладывают: две палочки - голова, одна - шея, три - туловище, по четыре - крылья, пять – хвост.) (После рассматривания- схема убирается)
Педагог:
Минимальное количество игроков - два. Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят/стоят к ней спиной. Водящий убирает палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста, и каждый раз водящий говорит: «Я убрал одну палочку из (называется часть «лебедя», сколько там осталось палочек?». Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет - оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана. Педагог: Чему учит эта игра?
Дети: Счету.
Педагог: А с помощью чего дети учились считать?
Дети: С помощью игры «Лебедь», с палочками.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, такие игрушки мы можем купить в магазине?
Дети: Нет.
Педагог: Вы обратили внимание, что палочки изготовлены из простого природного материала?
Дети: Да, палочки изготовлены из дерева.
Педагог: И не случайно! Чтобы не нанести ущерб природе, ханты, придумывают такие игры, которые бы и учили детей выживать в суровых северных условиях, а с другой стороны, любили ее - замечая северные красоты, оберегали ее от нецеленаправленного использования природных ресурсов, чтобы была возможность и самим заниматься своими промыслами, и оставить потомкам, и, поэтому палочки, как и другие игрушки хантов, изготавливаются самим жителями и не приносят детям вреда.
А у вас какое впечатление от знакомства с новыми играми?
Дети: Различные ответы детей.
Педагог: Ребята, а вам было сложно в них играть?
Дети: Различные ответы детей.
Педагог: (Показывая детям экспонат) Ребята, скажите, так ли проста оказалась палочка, как мы думали сначала?
Дети: Различные ответы детей.
Педагог: Как её можно назвать?
Дети: Палочка-сила, палочка –ловкость, палочка- счет, палочка- обучалочка.
Педагог: А что человеку помогает придумывать разные игры или действия с палочкой?
Дети: Фантазия. Ум. Сообразительность.
Педагог: А что сегодня удивительного и интересного было для вас?
Дети: Различные ответы детей.
Педагог: Какая игра вам больше всего понравилась? А почему?
Дети: Различные ответы детей.
Педагог: Ребята, мне тоже интересно было научить вас этим играм и поиграть с вами, но мне хочется и нашим гостям сделать подарок. Давайте исполним для гостей «Северный хоровод»?
Гости: Ребята, как здорово, что вы интересуетесь культурой и традициями нашего народа. Мы обязательно расскажем своим детям, о том, какие вы любознательные. Активные, ловкие и умелые. До свидания, ребята!
Дети: Спасибо, за добрые слова. До свидания.
Педагог: Ребята, мне было так приятно видеть, как вы старались и у вас все удалось. Вы молодцы! Но, к сожалению, нам нужно вернуть экспонат в наш патриотический музей. Попрощаемся с гостями.
Дети: Иемулэм. До свидания.
(Педагог вместе с детьми уносит экспонат в музей)