Гульнара Раянова
НОД «Земля, песок, камни» в средней группе с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям элементарные представления о видах почвы.
Задачи:1. познакомить со свойствами песка, земли и камней.
2. учить способам исследования, развивать наблюдательность, умение анализировать, синтезировать., развивать наглядно - образное мышление посредством моделирования.
3. воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Публикация «НОД „Земля, песок, камни“ в средней группе с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оборудование: макет огородного участка сразличными грунтами: землей, песком, камнями. Изображение Смешариков, тарелки одноразовые, стаканчики с различным грунтом, лейки, палочки, ложечки (для насыпания грунта на тарелочки, схемы - модули.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня получил письмо от смешариков Нюши и Ёжика, адресованное ребятам. В письме говорится, что к дню рождения Кроша Копатыч, Нюша и Ё жик решили сделать сюрприз: вырастить для него сочную и сладкую морковь, они очень старались, но урожай вырос только у Копатыча. Смешарики просят разобраться, почему так произошло. Воспитатель предлагает отправиться в огород и посмотреть что случилось.
Рассматривание макета огородного участка.
Воспитатель спрашивает, почему у Нюши и Ёжика ничего не выросло. Дети предполагают, что, возможно, солнышка было мало, или поливали плохо. На что смешарики отвечают, что поливали они хорошо, и место у грядок солнечное.
Воспитатель предлагает рассмотреть землю в грядках. Показывает на грядку Нюши, просит детей потрогать песок, посыпать его, подуть на тарелку с песком. Спрашивает, что делает песок, легко ли сыплется, почему легко разлетается. После чего воспитатель помогает сформулировать вывод, используя схему песка: песок состоит из маленьких частичек, они легкие, не прилипают друг к другу, как будто не держатся за руки, поэтому легко сдуваются.
Таким же образом рассматривается грядка у Копатыча, задаются аналогичные вопросы. Дети пытаются сыпать землю, дуть на тарелочки с землей. После чего воспитатель подводит к выводу, что земля сыпется комочками;и дуть надо сильнее, чем на песок. Земля состоит из маленьких частичек, которые как будто крепко держатся за руки и поэтому сдуваются труднее.
Аналогично рассматривается грунт на грядке Ёжика. С помощью экспериментов и наблюдений дети приходят к выводу, что камень состоит из маленьких частичек, которые крепко прижались друг к другу, поэтому он тяжелый и даже ветер не сдвинет его с места.
физкультминутка. игра со схемами: под музыку дети изображают песок (разбегаются врассыпную, землю (группируются по 2-3 человека) и камнь (тесно прижимаются друг к другу).
Воспитатель сообщает детям, что их приглашает в свою лабораторию Лосяш - любитель экспериментов, и, возможно, он поможет ответить на вопрос, почему у Нюши и Ёжика ничего не выросло.
Воспитатель предлагает полить стаканчики с землей, песком и камнями, и понаблюдать: в каком из них вода пройдет быстрее и почему. После рассматривания стаканчиков воспитатель помогает сделать вывод о том, что вода легко пробежала между камнями и попала на дно стаканчика. Если посадить растение в камни, оно погибнет, т. к. не получит нужной воды.
В песке вода проходит очень медленно потому что проходит через мелкие песчинки. песок стал плотным (дать детям потрогать) растению будет плохо в нем. В земле вода проходит между комочками, заполняет пустые места, впитывается в землю, прошла через весь стаканчик - растению будет в нем хорошо, оно напьется воды, будет лучше расти.
воспитатель просит детей вернуться на огородный участок к Копатычу и объяснить Нюше и Ёжику, почему у них не выросла морковка.
Дети делают вывод о том, что урожай может вырасти только на земле; на камнях и песке ему плохо.
Земля питает и кормит все, что в ней растет. Не зря в народе землю называют кормилицей. Землю нужно беречь, не надо загрязнять ее мусором, выливать бензин и т. д.
В конце занятия Копатыч угощает всех морковью.