Людмила Кулакова
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы
Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
Публикация «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности отражены в Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО).
В практике работы мы столкнулись с тем, что современные дети удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны и навязаны рекламой: куклы со странной внешностью, роботы, монстры с оружием, западные мультфильмы с уродливыми героями. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях, живущих в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается её красота в детстве и, запечатлённая в чувствах и мыслях, на всю жизнь оставляет след в душе человека.
В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей: личностных, познавательных, ценностно-смысловых, коммуникативных, общекультурных. Таким образом, перед нами встала проблема – разработать компетентностно - ориентированную технологию экологического образования детей, в ходе реализации которой у детей развиваются эстетические чувства, формируются первые нравственные представления, своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства.
При реализации технологии был использован интегрированный подход. Суть данного подхода заключается во взаимосвязи и объединении двух составляющих: экологической и эстетической.
Технология экологического образования детей дошкольного возраста основана на интеграции различных видов детской деятельности (игровая, трудовая, поисковая, деятельность экспериментирования, включающих в себя экологический компонент.
Экологизация поисковой деятельности может осуществляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения дошкольника.
Технология включает три этапа:
I. Подготовительный этап.
Была проанализирована и систематизирована научно-методическая база (психолого-педагогическая литература, дидактические материалы, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, воспитателей, детские работы и т. д.);
Определены и созданы условия:
– Создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
– Учёт возрастных особенностей детей.
– Создание полноценной развивающей среды.
Были предложены примерные планы совместной деятельности родителей с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации и собрание с родителями.
На данном этапе нашей работы было необходимо определить уровень эстетического отношения дошкольников к природе, а также наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Для диагностики дошкольников мы использовали различные формы тестирования: беседы, тематические вопросы, составление рассказов по картинкам и наблюдениям в природе, занимательные игры для детей и прочее. Так мы смогли найти индивидуальный подход к дошкольнику и понять его отношение не только к природной среде, но и вообще к среде, окружающей человека.
Критерии оцен ки:
Высокий уровень эстетического общения ребёнка с окружающей средой характеризуется проявлением здорового устойчивого интереса к явлениям окружающей природы, умеет рационально объяснить их, или адекватно ведёт себя по отношению к таким явлениям.
Средний эстетический уровень общения ребёнка с окружающей средой характеризуется эмоциональными возможностями ребёнка выражать своё отношение к простейшим сочетаниям форм, цвета, звука и явлениям окружающей природы в целом с помощью речи, звуков, художественного и образного воплощения, движений и поведения – одного или нескольких из перечисленных средств.
Низкий эстетический уровень характеризуется практическим эмоциональным безразличием, глухотой к восприятию природных форм, цвета, звука, к гармоничному их сочетанию.
Таким образом, мы выяснили, что дети имеют достаточный уровень экологической образованности, но выявленный в ходе исследования уровень эстетического отношения к природе является недостаточным (высокий уровень эстетического отношения к природе – 37%, средний – 50%, и низкий – 13%).
На втором этапе главной целью работы было формирование эстетического восприятия у детей средствами природы, искусства и собственной художественной деятельности. Наша работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.
Прогнозируемый результат реализации технологии – это ребё нок:
- проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
- проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
- способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы, искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
- понимающий ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др. – бережно относящийся ко всему живому.
Были использованы следующие методы и приё мы работы:
– наглядные: использование мультимедийных средств : просмотры DVD-фильмов, слайдов.
– словесные: беседа, чтение детской литературы, рассказывание;
– практические: проведение опытов, наблюдений.
– беседы;
– прогулки;
– исследовательская деятельность;
– экскурсии;
– проекты.
Формы организации экологического образования: беседы, экскурсии, экологические досуги и развлечения, проекты различных видов взаимодействия (тематические, практико-действенные, конструктивные). Формы организации образовательной деятельности: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.
Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была разработана целенаправленная система занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры, приёмы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте.
На занятиях по ИЗО мы стремились развить у детей умения передавать в рисунках образы природы, используя разнообразные материалы: цветные и простой карандаш, краски: гуашь и акварель; учили использовать разную
технику работы карандашами и кистью, рисования. Развивали у детей способность самостоятельно отбирать адекватные выразительные средства для передачи своего оценочного отношения к явлениям и объектам природы.
Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами образовательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.
Для проверки результативности работы, на третьем этапе, через год была проведена повторная диагностика, в ходе которой мы выяснили, что у детей существенно поднялся уровень представлений о природе, уровень эстетического отношения к природе. Высокий уровень – 63%, средний уровень – 37%. Детей с низким уровнем не выявлено.
Таким образом, система занятий, методические приёмы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду.