МААМ-картинки

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы

Людмила Кулакова
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы

Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.

Публикация «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы» размещена в разделах

Задачи формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности отражены в Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО).

В практике работы мы столкнулись с тем, что современные дети удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны и навязаны рекламой: куклы со странной внешностью, роботы, монстры с оружием, западные мультфильмы с уродливыми героями. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях, живущих в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается её красота в детстве и, запечатлённая в чувствах и мыслях, на всю жизнь оставляет след в душе человека.

В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей: личностных, познавательных, ценностно-смысловых, коммуникативных, общекультурных. Таким образом, перед нами встала проблема – разработать компетентностно - ориентированную технологию экологического образования детей, в ходе реализации которой у детей развиваются эстетические чувства, формируются первые нравственные представления, своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства.

При реализации технологии был использован интегрированный подход. Суть данного подхода заключается во взаимосвязи и объединении двух составляющих: экологической и эстетической.

Технология экологического образования детей дошкольного возраста основана на интеграции различных видов детской деятельности (игровая, трудовая, поисковая, деятельность экспериментирования, включающих в себя экологический компонент.

Экологизация поисковой деятельности может осуществляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения дошкольника.

Технология включает три этапа:

I. Подготовительный этап.

Была проанализирована и систематизирована научно-методическая база (психолого-педагогическая литература, дидактические материалы, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, воспитателей, детские работы и т. д.);

Определены и созданы условия:

– Создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

– Учёт возрастных особенностей детей.

– Создание полноценной развивающей среды.

Были предложены примерные планы совместной деятельности родителей с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации и собрание с родителями.

На данном этапе нашей работы было необходимо определить уровень эстетического отношения дошкольников к природе, а также наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.

Для диагностики дошкольников мы использовали различные формы тестирования: беседы, тематические вопросы, составление рассказов по картинкам и наблюдениям в природе, занимательные игры для детей и прочее. Так мы смогли найти индивидуальный подход к дошкольнику и понять его отношение не только к природной среде, но и вообще к среде, окружающей человека.

Критерии оцен ки:

Высокий уровень эстетического общения ребёнка с окружающей средой характеризуется проявлением здорового устойчивого интереса к явлениям окружающей природы, умеет рационально объяснить их, или адекватно ведёт себя по отношению к таким явлениям.

Средний эстетический уровень общения ребёнка с окружающей средой характеризуется эмоциональными возможностями ребёнка выражать своё отношение к простейшим сочетаниям форм, цвета, звука и явлениям окружающей природы в целом с помощью речи, звуков, художественного и образного воплощения, движений и поведения – одного или нескольких из перечисленных средств.

Низкий эстетический уровень характеризуется практическим эмоциональным безразличием, глухотой к восприятию природных форм, цвета, звука, к гармоничному их сочетанию.

Таким образом, мы выяснили, что дети имеют достаточный уровень экологической образованности, но выявленный в ходе исследования уровень эстетического отношения к природе является недостаточным (высокий уровень эстетического отношения к природе – 37%, средний – 50%, и низкий – 13%).

На втором этапе главной целью работы было формирование эстетического восприятия у детей средствами природы, искусства и собственной художественной деятельности. Наша работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

Прогнозируемый результат реализации технологии – это ребё нок:

- проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

- проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;

- способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы, искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

- понимающий ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др. – бережно относящийся ко всему живому.

Были использованы следующие методы и приё мы работы:

наглядные: использование мультимедийных средств : просмотры DVD-фильмов, слайдов.

словесные: беседа, чтение детской литературы, рассказывание;

практические: проведение опытов, наблюдений.

– беседы;

– прогулки;

– исследовательская деятельность;

– экскурсии;

– проекты.

Формы организации экологического образования: беседы, экскурсии, экологические досуги и развлечения, проекты различных видов взаимодействия (тематические, практико-действенные, конструктивные). Формы организации образовательной деятельности: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.

Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была разработана целенаправленная система занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры, приёмы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте.

На занятиях по ИЗО мы стремились развить у детей умения передавать в рисунках образы природы, используя разнообразные материалы: цветные и простой карандаш, краски: гуашь и акварель; учили использовать разную

технику работы карандашами и кистью, рисования. Развивали у детей способность самостоятельно отбирать адекватные выразительные средства для передачи своего оценочного отношения к явлениям и объектам природы.

Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами образовательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

Для проверки результативности работы, на третьем этапе, через год была проведена повторная диагностика, в ходе которой мы выяснили, что у детей существенно поднялся уровень представлений о природе, уровень эстетического отношения к природе. Высокий уровень – 63%, средний уровень – 37%. Детей с низким уровнем не выявлено.

Таким образом, система занятий, методические приёмы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду.

Публикации по теме:

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов совсем маленького человечка, с его первых слов, с поступков. Ни что иное, как.

Интерактивные мини-музейные экспозиции и воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Консультация для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы» Идеи эстетического воспитания зародились ещё в глубокой древности. Термин "эстетика" происходит от греческого"aisteticos" (воспринимаемый.

Курсовая работа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Введение «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые.

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Проблема. У каждого ребенка творчество.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами математики Известно, что математика требует от ребенка наличия определенных интеллектуальных способностей: умения анализировать и обобщать материал;.

Воспитание любознательности средствами природы Воспитание любознательности средствами природы. Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с.

Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 12:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кулакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД