Татьяна Сапронова
Интерактивные мини-музейные экспозиции и воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
В условиях современного общества особо остро встает проблема идентичности и причастности к культуре своего народа у подрастающего поколения.
История нашего государства имеет многовековую историю и сохранена не только в фундаментальных произведениях искусства, архитектуре, литературном творчестве, но и представлена многочисленными образцами – шедеврами народных умельцев.
Публикация «Интерактивные мини-музейные экспозиции и воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Знакомство дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, это то, что позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Начинать знакомство лучше с самого простого, доступного и понятного детям; и начинать лучше с семьи. Красивые и мелодичные колыбельные, которые поет мама своему малышу; простые и порой наивные сказки, которые рассказывает бабушка на ночь своим внукам, формируют особую атмосферу причастности к Душе своего народа.
Дети подрастают, и дальнейшее их знакомство с культурой своего народа проходит уже в стенах образовательных учреждений.
Детский сад – это целый мир, в котором происходит становление личности будущего гражданина. В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем. Они также знакомятся с мастерами, создающими рукотворную красоту: художниками, скульпторами и, конечно же, народными умельцами.
Дошкольное детство - это период, когда грамотно сформированная вокруг ребенка одухотворенная среда, способна развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства, культурологическим ценностям. Поэтому, взрослым очень важно сориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира. И в особенности на ту часть, которая непосредственно связана с историей и становлением своего народа.
Все, что связано с историей дней минувших, имеет свое место хранения, а именно – музеи, библиотеки, архивы. Каждое из этих хранилищ культурных ценностей является уникальным. Уникальность музеев состоит в их обладании подлинными памятниками, культурным наследием. Только в музее можно приобщиться к общественной памяти. У детей старшего возраста есть возможность посещать настоящие музеи: сокровищницы всего самого важного и бесценного, собранного и бережно охраняемого для последующих поколений.
А что же делать детям, чей возраст и восприятие не позволяет побродить в тиши музейных стен? Для таких «походов в старину» есть достойная альтернатива: мини-музеи. Но не просто музеи в миниатюре, а маленькие кладовые полезной и важной информации, которая поможет заложить в детских душах ростки будущего отожествления со своим народом.
В рамках проектной деятельности, педагоги МКДОУ д/с № 425 «Елочка» разработали проект по развитию представлений дошкольников о роли человека в истории и культуре и индивидуальные проекты интерактивных мини-музейных экспозиций.
Мини-музеи уже давно стали частью образовательного пространства детского сада. Они тесно связаны с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей, как результат сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через такие музеи в миниатюре дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. А условия, созданные в рамках мини-музеев, способствуют всестороннему развитию ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Образовательная деятельность и экскурсии, проводимые в мини-музеях, учитывают психофизиологические особенности детей разного возраста, это и малую концентрацию детского внимания, повышенную двигательную активность, и особенно желание получить тактильный стимул, прикоснуться ко всему, что в поле зрения у маленьких воспитанников.
Дети, посещая мини-музеи, имеют возможность свободно передвигаться, могут рассматривать в руках, играть с экспонатами. Особенность таких мини-музеев в том, что экспозиции музея как дети, всегда находятся в стадии роста и увлекательных перемен. Коллекции мини музея постоянно пополняются, в том числе и работами, изготовленными руками детей.
Методы музейной педагогики, используемые в процессе образовательной работы в ДОУ, способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка. В Доу идет активная Совершенствуют традиционные формы, разработка и апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики; приобщение ребёнка к сокровищницам культуры через основные направления культурно-образовательной деятельности в мини-музее (информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых) и др.
В МКДОУ д/с № 425 «Елочка» существует несколько мини-музеев, в которых в том или ином виде отражены традиции и обычаи русского народа. Это музей «Матрешки», музей «Русской избы», и даже музей «От зерна до каравая», а в кабинете студии изо ДОУ дети знакомятся с той рукотворной частью народной культуры, к которой можно не только прикоснуться, но и попробовать самостоятельно что то сотворить.
В рамках проекта мини-музея «Народное творчество», в студии изо детского сада № 425, представлены направления народных промыслов, которые доступны и понятны детям младшего дошкольного возраста. Это предметы – яркие представители народных промыслов. В детском саду нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек – но соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, но подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью – можно.
Свое отношение к предметам интерьера и быта предтавляющим нашу культуру дети могут активно выразить
Через их активное восприятие и созерцание у детей есть возможность выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Цель реализуемого проекта мини-музея «Народное творчество» такова: создание условий, формирующих у детей познавательный и эстетический интерес к окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей декоративно-прикладного народного творчества.
Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:
1. развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания участниками проекта произведений декоративно-прикладного творчества;
2. обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства по средствам «мини-музея»;
3. формировать организационно – методическое сопровождение образовательного процесса для повышения психолого-педагогической культуры, компетентности родителей (законных представителей) по вопросам образования детей.
Деятельность с участниками проекта предполагает
включение детей в активную продуктивную деятельность – рисование, лепку, аппликацию, конструирование на специально организованных занятиях и в свободной деятельности;
В обычном музее, ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини - музей является результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому родители также активные участники проекта. И Деятельность с участниками проекта также предполагает
поддержание стремления у родителей к развитию разносторонней художественной деятельности детей. Привлечение родителей к активным формам совместной творческой деятельности, способствующей возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр., творческим проектам, экскурсиям и прогулкам, это и посещение музеев города, картинной галереи, передвижных выставок.
Наша задача заключается в том, чтобы сориентировать родителей на необходимости созерцания рукотворной красоты и познание истории нашей большой и малой Родины.
Построение предметно-пространственной среды предполагается за счет пополнения экспозиции мини-музея новыми экспонатами, формирование медиатеки; изготовление книжек-самоделок (любимые потешки, народные промыслы); составление мультимедийной презентации проекта.
В рамках работы над проектами мини-музейных экспозиций, педагоги детского сада разработали серии сценариев экскурсий, бесед посещения мини - музеев. Регулярно проводятся занятия «Школы экскурсовода», на которых «дети-экскурсоводы» самостоятельно рассказывают об экспонатах. Мини-музеи — это часть образовательного пространства, новая «среда обитания» которую дошкольники могут посещать каждый день, переставляя и разглядывая экспонаты.
Музей также является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, формирует художественный вкус, приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к многовековой истории своего народа.
Хотелось бы закончить свое выступление словами:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.