Екатерина Кутанова
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Б. Т. Лихачев в своих трудах определил эстетическое воспитание как
— целенаправленный процесс формирования творчески активной личности,
способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое,
комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам
красоты».
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Научить ребенка различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать чистоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
Публикация «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой зависит от эстетического воспитания.
В современных условиях выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания :
Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Развивать художественно – творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.
Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.
Работа по эстетическому воспитанию тесно связанна со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются не сразу, а в различных видах деятельности.
Рабата эта предусматривает:
Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;
Эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание, развитие творческих способностей)
Эстетическое воспитание процесс сложный, поэтому иногда надо придерживаться таких формулировок, как приучать детей эмоционально воспринимать; любить и стремиться; проявлять способности и т. д.
Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него, творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеет личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Методы и приемы эстетического воспитания делятся на наглядные и словесные. К ним предъявляют определенные требования: исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно – выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния.
В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.
Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию.
Существо методов эстетического воспитания зависит также от возраста детей. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремление детей методы усложняются.
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.
Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
Метод приучения, упражнение в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработке навыков культуры поведения;
Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально – положительной отзывчивости к прекрасному и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
В дошкольном возрасте применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал предоставлен в увлекательной форме. Определенные методы носят противоречивый характер, но приемы и их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые их них; слово воспитателя и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства; приемы развития сознательного отношения, умение анализировать, сопоставлять и приемы побуждающие к эмоциональным переживаниям; показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественно - эстетическое развитие ребенка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду, но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Установление преемственности в эстетическом воспитании дошкольного учреждения и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать маленький человек.