Папки-передвижки

Эстафета педагогического мастерства «Организация и проведение речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста»

Елена Стрыгина
Эстафета педагогического мастерства «Организация и проведение речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ

Целевая аудитория: педагоги, специалисты

Организационные параметры : мастер-класс проводится одной встречей, 17.03.2020 г. начало в 13.30

Продолжительность:25-30 мин.

Колличество участников: ведущий учитель-логопед, 25 педагогов ДОУ

Материальное обеспечение:

Дляведущего-планшет, презентация по теме раздаточный материал: разноцветная карамель по счету участников; «Чудесный мешочек» с предметами для потешек и пестушек, платочки для матрешек

для участников: разноцветная карамель по счету участников;

Публикация «Эстафета педагогического мастерства „Организация и проведение речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель мастер –класса :

Изучение особенностей и организация речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста

Задачи мастер-класса :

1. Продемонстрировать наглядно педагогам значение игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста;

2. Научить применять и использовать речевые игры не только в образовательной деятельности но и в разных режимных моментах;

3. Познакомить педагогов с одним из древнейших жанров русского народного фольклора «Пестушки» - как народная педагогика включающая жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и т. д…

План проведения :

I. Характеристика речи детей дошкольников по возрастам

(Раздаю всем педагогам листы - памятки с задачами речевого развития)

II. Речевая развивающая среда для детей I младшей группы

III. Методические указания к проведению дидактических игр и занимательных упражнений

IV. Формы совместной совместной игровой деятельности

1. Игры на развитие мелкой моторики рук (метод пестование)

2. Игры- потешки

3. Дидактические игры и упражнения

4. Бытовые и игровые ситуации

5. Игры-забавы и игры-хороводы

V. Рекомендации

VI. Вывод по теме

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

I.Среди проблем обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Одним из таких путей является игра.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит у детей особенно быстро: быстро как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас. Улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно если не уверены в правильности произношения, другие крикливо.

Важной работой педагога детей младшего возраста является стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности ребенка. Необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы).

Например: спрашиваю малыша, хочет ли он спеть колыбельную своим игрушкам? Сама покачиваю собачку, куколку, мишку, и начинаю петь колыбельную песенку сама, и ребенок начинает повторять мои действия. Затем говорю, что игрушкам не нравится как я пою, им непременно хочется уснуть под его пение. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Необходимо использовать игры для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы :громко и тихо воспроизводить звукоподражания!

Характеристика речи детей первой младшей группы :

Словарь: Активный словарь ребенка в норме достигает примерно 1000-1500 слов. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними.

Грамматический строй: Дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Простые высказывания и элементарные суждения о предметах, простых явлениях.

Звукопроизношение: К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки : (б,п,м,т,н,к,г,в,ф). Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.

II. Речевая развивающая среда тоже должна соответствовать определенному возрасту для первой младшей группы она такая :

Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряженная речь и др.);

Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);

Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек, и др. (на развитие инициативной речи).

III. Методические указания к проведению дидактических игр и занимательных упражнений

Игра должна быть понятной, доступной, добровольной

Правила игры должны быть точными, немногочисленными

Подбор учебного материала должен соответствовать программе

Легкие и трудные игры должны чередоваться

Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы

IV. В работе воспитателя по использованию речевых игр для детей младшего дошкольного возраста используются следующие формы совместной игровой деятельности:

1. Игры на развитие мелкой моторики рук (метод пестование)

2. Игры-потешки

3. Дидактические игры и упражнения ( дидактические игры развивают речь малышей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, а также малыш учится высказывать свои мысли)

4. Бытовые и игровые ситуации (это игры со словами и действиями в режимные моменты)

5. Игры-забавы и игры-хороводы

1. Игры на развитие мелкой моторики рук (пестование)

Слова: «Пестушки- песенки», «пестовать» -короткий стихотворный напев нянюшек, матерей, которые пестуют малыша, пестушкой сопровождают действия ребенка, т. е няньчить, забавлять, ласкать, успокаивать, заботливо растить малыша, носить его на руках. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания --наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией при чем исполнятся на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

*Кушай, кушай, котик! Открывай свой ротик:

Кашку и оладушки, Да сыграй нам «Ладушки», ладушки, ладушки

Вкусные оладушки!

*Ай не плачь не плачь, Я куплю тебе калач,

Если будешь плакать, Куплю худой лапоть!

*Не плачь, не плачь детка, Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки, Для Ваниной потешки

Во все времена основной целью воспитания являлась забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Для решения данной задачи в народной педагогике использовались различные средства. Основными средствами народной педагогики являются :

-устное народное творчество

-народные песни и музыка

-народные танцы

-народные игры и состязания

-праздники

-национальная пища и технология ее приготовления

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции! И еще:

«Пестование» -как один из методов здоровьесберегающей деятельности

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона кашу варила (массажик на центре ладошки малыша)

деток кормила…. (увеличивая круги по спирали)

этому дала, этому дала (начинать сжимать с мизинчикакаждый пальчик взять за кончик и слегка сжимать, он отвечает за работу сердца)

А этому не дала, ты кашу не варил

Дрова не рубил- вот тебе! (большой пальчик «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний)

«Ладушки» произошло от слова «ладонь», а ладонь - это центр наладки всего организма, значит маленькая ладошка налаживает работу детского организма

«Ладушки»

Ладушки, ладушки, (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)

-Где были? У бабушки! (соединить его ручки ладошка к ладошке)

-Что ели? Кашку! (хлопнуть в ладошки)

-Пили простоквашку! (хлопнуть еще раз)

-Кыш, полетели, на головку сели! (прикоснуться к своей голове)

«Люли, люли, люленьки» (обыграть самостоятельно педагогам)

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой - «простоквашкою»,

Третий скажет - «молочком, и румяным пирожком»

пальчиковые игры, игры с применением пальчикового театра кукол

2. Игры-потешки

Слово «потешки» - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка

(проводится в форме игры «Чудесный мешочек» в котором педагогам нужно по очереди, не глядя запуская пальцы в мешочек выбрать один предмет который в нем находиться, и на ощупь его отгадать… а ведущий читает потешку на выбранный ими предмет

«Калачик»

Ай, качи- качи- качи!

Глянь,-баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи

С пылу, с жару из печи-

Все румяны, горячи

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам остались бараночки!

«Козлик»

Привяжу я козлика к белой березке,

Привяжу рогатого к белой березке,

Стой, мой козлик

Стой, не бодайся

Белая березка, стой не качайся

«Солнышко»

Солнышко-ведрышко!

Выйди поскорей,

Освети, обогрей-

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!

«Кот»

Как у нашего кота,

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые

«Девочка Маша»

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая

«Петушок»

Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Ване спать не даешь…

3. Дидактические игры и упражнения ( дидактические игры развивают речь малышей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, а также малыш учится высказывать свои мысли)

«Зеркальце»

Ребенку дается зеркало

«Ой, кто это в зеркальце?»

«А как тебя зовут?»

«А какой ты сегодня?» Данная игра повышает речевую активность и позитивное отношение к самому себе. Так же можно начать игру со слов

«Я вижу кого то красивого. Кто же это?» Как показала практика, дети с большой охотой отвечают на все вопросы после этих слов + повышение самооценки ребенка!

«Жмурки со зверятами»

Дети надевают маски с изображением зверей. Моя задача поймать определенного зверя с закрытыми глазами. Дети должны издавать звуки подражая своему зверю. Эта игра помогает овладевать навыками звукоподражания, развивается двигательная активность!

«Отгадай игрушки»

Перед детьми кладу три игрушки. Дети их рассматривают, называют какие именно игрушки они видят. Название, цвет и т. д. Затем воспитатель убирает одну игрушки и просит назвать какую именно я убрала?

Если дети не сразу называют какой именно не хватает, то воспитатель задает наводящие вопросы, касающиеся цвета, размера и т. д…Данная игра повышает речевую активность, диалогическую речь, внимание и память.

Хочу поделиться с вами своим опытом авторских речевых игр и пособий применяемых к детям младшего возраста и проиграть в них!

«Фокусник»

Детям предлагаю отправиться в Цирк. Перед нами выступает клоун Вася он прячет в своем волшебном цилиндре множество предметов, а каких мы должны с вами отгадать. Воспитатель показывает детям как из -за цилиндра показываются ушки…Дети чьи это ушки? Ответы детей: заяц, волк, мышка если дети отгадали чьи и их ответ совпал с определенным предметом, тагда воспитатель покажет полностью кто прятался в цилиндре клоуна. Это могут быть разные предметы: домик, рыбка, бабочка, мяч, гриб, цветок, шарик и т. д…

«Бормоталки -Повторялки»

Этот учебный, наглядный материал-пособие в виде красочных, ярких карточек стимулируют ребенка к говорению и помогут вам заставить ребенка говорить!

Всего 2-3 минуты в день

Интересные игры со звуками и буквами хлопая в ладоши на каждый слог

Ребенок поймет сначала звучание, а позже произношение разных слов

«Логопедические пластинки»

Бормоталки- подражалки перенесла на логопедические пластинки, для того, чтобы задействовать сразу несколько анализаторов, не только речевой, но и зрительный и тактильный!

4. Бытовые и игровые ситуации (это игры со словами и действиями применяемые во всех режимных моментах в течении дня педагог использует показ движений с сопровождением речи)

«Водичка-водичка»

умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

«Ай, лады…»

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся

Маме улыбаемся.

«Расти, коса»

Чешу, чешу волосоньки

Расчесываю косоньки

Расти, коса до пояса,

Расти, коса не путайся…

Дочка, маму слушайся.

«Спи глазок, спи другой…»

Ходит сон, близ окон

Бродит дрема, возле дома

И глядят - все ли спят?

5. Игры-забавы и игры-хороводы (на развитие общения, хождения, вождения хороводов со словами)

(Проводится со всеми педагогами у которых разноцветные конфетки, так как у вас у всех вкусные сладкие конфетки, то играют все)

Существует множество игр-забав и игр - хороводов, и все они соответственно обязательно сопровождаются словами и почти все они хорошо нам знакомы!

«Раздувайся пузырь», «Колпачок», «По малину в сад пойдем», «Два веселых гуся», «Репка» и т. д…

В самые веселые поиграем сейчас

«Вот матрешечки гуляли»

Вот матрешечки гуляли

В лесу ягоды искали (идут за руки по кругу)

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали (собирают ягоды)

Под кусточком посидели

Вкусных ягодок поели

Так, так и вот так,

Вкусных ягодок поели (приседают и едят с ладошки ягодки)

Как матрешечки устали

Под кусточком задремали (закрывают глазки и кладут ладошки под щечку)

А потом они плясали,

Свои ножки выставляли (выставляют ножку на пяточку)

Так, так и вот так,

Свои ножки выставляли (кружатся, топая ногами)

Только слышат вдруг подружки,

Прямо на лесной опушке

Побежали по дорожке

Чьи то серенькие ножки

Эй, матрешки, берегись!

Оказалось, это - мышь (приседают, закрывают лицо руками «прячутся»)

«Кто у нас хороший?»

Дети стоят в кругу (поют и хлопают в ладошки)

выходит «Ванечка» на середину круга:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Ванечка хороший, Ванечка пригожий

«Ванечка» едет на лошадке, и машет плеточкой

На коня садится, конь завеселится

Плеточкой помашет, - конь за ним запляшет

Мимо сада едет, садик зеленеет, цветы расцветают, птички распевают

К дому подьезжает со коня слезает, со коня слезает его Олечка встречает!

«Ванечка» подходит к «Олечке» (танцуют вдвоем под хлопки детей)

РЕКОМЕНДАЦИИ

В развитии у ребенка речи вы играете главную роль. Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).

Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.

Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.

Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-ти чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.

Поощряйте стремление задавать вопросы.

Поощряйте любопытство и воображение.

Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.

Таким образом:

В результате целенаправленной и систематической работы по повышению речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством речевых игр можно добиться положительных результатов. С помощью речевых игр дети охотно играют, начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые дети пытаются использовать их самостоятельно, у большинства малышей появляется интерес к чтению книг!

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Фотоотчёт «6 межрегиональный фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования»Фотоотчёт «6 межрегиональный фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования» 21 апреля 2016 в городе Кинель Самарской области проходил 6 межрегиональный Фестиваль педагогического мастерства и творчества работников.

Фотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства»Фотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства» 25 января мы все вместе собрались в музыкальном зале, чтобы, наконец-то, подвести итоги нашего конкурса педагогического мастерства "Педагогическая.

Фотоотчет об участии в V муниципальном фестивале педагогического мастерства «Профессиональный успех»Фотоотчет об участии в V муниципальном фестивале педагогического мастерства «Профессиональный успех» В январе 2020 года я приняла участие в V муниципальном фестивале педагогического мастерства «Профессиональный успех» в номинации «Лучший.

Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель детского сада 2015»Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель детского сада 2015» Конкурс педагогического мастерства "Воспитатель детского сада 2015" Прошедший апрель месяц в нашем детском саду был очень плодотворным:.

Мастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. ФотоотчетМастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. Фотоотчет Что такое мастер-класс? Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным.

Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста. Часть 1Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста. Часть 1 Добрый вечер,дорогие коллеги! Хочу поделиться с Вами идеями,которые были реализованы для моих малышей,чтобы сделать пребывание в группе.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсахПовышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017»Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017» В этом году в седьмой раз прошел муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов, под названием «Педагог года 2017», в котором.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстафета педагогического мастерства «Организация и проведение речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 07:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстафета педагогического мастерства «Организация и проведение речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД