Татьяна Пьянкова
Эссе «Звездочки на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Три года назад я увлеклась КИНОометафорой – просмотром фильмов, видя скрытый смысл, чувствуя посыл в подсознании, переосмысливая процессы, которые происходят или происходили в разных сферах жизни.
Свое видение проблем современного образования в целом, в том числе дошкольного, миссии педагога и родителя, хочу выразить посредством кинометафоры индийского фильма «Звездочки на земле».
Публикация «Эссе „Звездочки на земле“» размещена в разделах
Долгое время понимания ждал маленький герой фильма Ишан. Восьмилетнему мальчишке с трудом удается читать, писать, сосредоточить свое внимание на чем-либо, отнюдь не из-за лени и нежелания трудиться. Всему виной дислексия - специфическая неспособность к овладению навыками чтения и письма, имеющая нейрологическое происхождение.
В фильме «Звездочки на земле» раскрыт целый комплекс психолого-педагогических и социальных проблем. Это и невнимательность педагогов к индивидуальным особенностям и способностям детей в массовой школе, их переживаниям и чувствам, и завышенные ожидания родителей к своим детям, и, конечно, стереотипное отношение к внутреннему миру ребенка, как к миру несерьезному, неважному, временному…
Позиция родителей в фильме вполне обычная, часто встречающаяся в жизни. Не понимая того, что непослушание – это защитная реакция ребёнка в данной ситуации, они постепенно теряют доверие своего сына. Тогда как чувство обреченности у Ишана растет с каждой минутой, каждой новой встречей.
Учителя школ проявили грубую некомпетентность как в педагогике и психологии, так и человечности. Массовость образования и стремление учить всех «под одну гребенку» - эта проблема, к сожалению, все еще существует в некоторых детских садах и большинстве школ нашей планеты. Но только понимание и уважение разности и непохожести всех и каждого приведет человечество к истинному развитию.
Новый «учитель на замену» Рам Нипур, понял истинные причины неуспеваемости мальчика, помог ему. Но самое главное, он оказал поддержку, помощь и заботу. Бережно, осторожно. И что важно, он смог донести до родителей мальчишки, его особенность, затронул их душу и родительское сердце. Пусть даже не все слова учителя были приятны родителям. Самое главное, что они услышали его! И поверили в сына, поверили в свои силы.
Сюжет фильма можно с легкостью перенести на модель образования большей части детских садов, школ. И самое главное на большую часть семей. То место, где тебя не должны не понимать, часто превращается для большинства детей в глухую стену, и даже другую планету. Трудно осознавать, что не всем помогут, не всех услышат, заметят.
Хорошая новость в том, что «учителя на замену» есть. И пусть их не так много, как должно быть, важно, что таким учителем может стать каждый. Нужно только дать возможность быть себе – самим собой, а другим – другими. Нужно понимать, что каждый ребенок, в какой-то мере «звездочка на земле».
И быть может тогда, большинство проблем современного образования не будут отзываться на самых его главных героях – наших детях. Нелегко донести эту идею до взрослых уже состоявшихся людей: чиновников, педагогов и родителей. Нелегко - но возможно и важно!