Елена Осипова
Эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ты, помнишь, как всё начиналось?
Всё было впервые и вновь…»
Если бы когда-то мне сказали, что я буду музыкальным руководителем, я бы не поверила. У каждого из нас на жизненном пути встает вопрос - вопрос о выборе профессии. Но у меня всё получилось наоборот - профессия выбрала меня. Просто училась, была ужасно застенчивой и робкой девочкой. И вот уже позади общеобразовательная и музыкальная школа. Поступила в педагогическое училище на музыкальное отделение и только на 3 курсе, когда началась практика, я поняла, что буду учителем музыки или музыкальным руководителем в детском саду. И только, когда я начала работать, тогда и началась настоящая учёба. Я стала учиться, вместе с детьми, понимать музыку по-новому, глазами и сердцем ребенка. Именно дети «закалили» меня и многому научили. Искренне, без обмана. И я благодарна им за это. Воспитывая их, я изменилась сама. И, вы знаете, я думаю, дети многому меня учат и по сей день. Ведь к сожалению, не дано взрослому человеку верить, любить и понимать так искренне, как ребенку. Ребенок – это чистый лист. И только мы, взрослые педагоги, формируем личность. И только от нас зависит, каким будет в будущем наш воспитанник.
Публикация «Эссе „Моя профессия — музыкальный руководитель“» размещена в разделах
10 лет работала с детьми в реабилитационном центре для несовершеннолетних, там я поняла, что пора опять учиться, мне не хватает знаний по психологии детей, поэтому поступила в Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого на кафедру «Дошкольная педагогика и психология».
В 1999 году под моим руководством образовалась вокальная группа «Мажорное настроение». Это были самые интересные и плодотворные 20 лет из моей практики. Из этой группы вышли 6 муниципальных стипендиатов по вокальному творчеству, участник шоу «Хочу к Меладзе» (Андрей Витвитский, участник проекта «Голос дети» (Тимофей Кузнецов); победители различных конкурсов и постоянные участники концертов и мероприятий. Главный успех моей работы – это видеть в воспитанниках результат своего труда.
«Есть за горами, за лесами маленькая страна…»
Конечно, главные жители этой страны – это дети. Последние 10 лет я посвятила себя работе в детском саду. Маленькие дети – самые открытые существа на свете. Находясь рядом с ними, я чувствую себя по-настоящему счастливым человеком. Я отдаю свои знания, свою любовь маленьким созданиям, которые, как цветочки, впитывают в себя все, что их окружает. Какими они вырастут? Смогут ли они проявить инициативность и талант в процессе вхождения в социум? Останутся ли и за пределами детского сада в душе каждого ребенка доброта и чистота? Смогут ли они разобраться – что красиво, хорошо, а что грубо и плохо? Станут ли активными, гуманными, отзывчивыми людьми в будущем? Это во многом зависит и от меня.
А сколько новых способностей раскрыла во мне эта профессия! Специальность музыкального руководителя уникальна тем, что в ней объединены разные профессии: музыкант и художник, композитор и поэт, хореограф и дирижёр, сценарист и режиссёр, модельер и костюмер, гримёр и звукооператор, скульптор и декоратор. А сколькими видами деятельности необходимо овладеть? И все это, конечно, через сказку, игру.
На музыкальных занятиях каждый ребенок имеет возможность себя проявить в любом виде деятельности, выразить свои чувства без слов. Поэтому, к выбору программы по музыкальному воспитанию детей я подошла очень осторожно. Проанализировав программы, я остановила свой выбор на программе «Гармония» под редакцией К. С. Тарасовой, определила технологии, методики, помогающие в работе усилить развитие музыкальных способностей ребенка. Данная программа имеет свой диагностический материал, позволяющий мне определить, на сколько музыкально развит каждый ребенок. Наряду с этим я пересмотрела систему проведения музыкальных занятий, среди них я ввела в свою практику занятие-импровизация, занятие-оркестр, занятие- концерт, занятие-танец. Убеждена, что проведение таких занятий позволяет ребенку раскрепоститься, а мне как педагогу увидеть способности каждого, и использовать их для дальнейшего планирования работы.
«Редко кто воспитанным рождается,
Каждый в воспитании нуждается…»
Это подтверждают слова А. Сент-Экзюпери: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Здесь же вспоминаются слова В. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».
Без музыкального воспитания не может быть полноценного развития ребенка, музыкальное воспитание – основа культуры человека.
Учить – значит заставлять действовать по шаблону, идти по уже проторенной дороге, поступать, как предписано. Так можно загубить и саму человеческую сущность. Безусловно, правила и основы нужны, но к их необходимости ребенок должен прийти сам, своим путем, сделать свои выводы. А это уже не учить, а воспитывать. Воспитывать каждого в отдельности, учитывая его потребности, особенности и индивидуальность, - вот задача любого педагога. Воспитывать сложнее, чем учить. Нельзя научить любить, и неважно что: музыку, рисование или Родину; нельзя научить ставить перед собой реальные цели, а можно лишь воспитать в маленьком человеке чувство реальности, чувство необходимости двигаться все время только вперед.
Элементы музыки, даже взятые в отдельности, ценные средства воспитания. Ритм развивает внимание, сосредоточенность, определенность, способность к тренировке. Мелодия открывает мир чувств. Динамика, тембр заостряют слуховое восприятие. Наконец, пение – это такое многостороннее действие, что оно является основным средством музыкального воспитания.
"Нам песня строить и жить помогает. "
И действительно, помогает. А я и наслаждаюсь: слушая музыку, искренне переживаю, танцуя с детьми, становлюсь девчонкой, а в песню вкладываю душу. Имея за плечами большой опыт вокальной работы я ставлю перед собой цель: выявление и поддержка одарённых детей, а также их сопровождение, таким образом, в нашем ДОУ разработана программа по данному направлению (презентация опыта представлена на ГМО) и организована работа с музыкально одаренными детьми в пении. Мои воспитанники на протяжении нескольких лет успешно участвуют в конкурсах, становятся лауреатами, выступают на городских праздничных мероприятиях. А как приятно видеть своих выпускников в составах различных творческих коллективов нашего города и осознавать, что и ты внесла свою лепту в развитие творческих способностей ребенка, подсказала родителям, направила, дала путевку в огромный мир искусства!
С удовольствием делюсь своим опытом с коллегами, стараюсь следить за новинками методических разработок в сфере музыкального воспитания и применять их в своей практике (опыт Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика», Ю. Сухановой «Танцевальный калейдоскоп», практический опыт
А. Евтодьевой, инновационные методы и технологии Т. Т. Тютюнниковой, «Коммуникативные игры для дошкольников» М. Ю. Картушиной, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О. Н. Арсеневской, артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В. В., дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н., певческая азбука ребёнка Битус А., Битус С., игровая методика обучения детей пению Кацера О.).
«Вместе весело шагать…»
Совместное творчество. Вот от чего получаешь огромное удовлетворение. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга, лучшими страницами которой станут праздничные дни! Огромную помощь в проведении и подготовке к праздникам оказывают родители, с которыми я тесно взаимодействую и применяю различные формы работы с ними: консультации, совместные конкурсы, подготовка и проведение совместных праздников.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования я вижу в установлении прочных связей с социумом: совместная деятельность с КДЦ («Праздник Осени», «Масленица», «День защиты детей», «День кошек» и т. д.); традиционные встречи с музыкальной школой и экскурсии в музей им. К. М. Щедрина; совместные мероприятия с библиотекой; участие в городских праздниках (Масленица, День защиты детей и т. д.). А после праздника снова бежишь, ищешь что-то интересное, с изюминкой, ведь завтра новый день, и они - твои малыши будут снова ждать от тебя чуда, и ты должна их удивить. Вот за это я и люблю свою работу.
"Работа - лучший способ наслаждаться жизнью" - утверждал И. Кант.
«Вся жизнь впереди. Надейся и жди!»
Знаю, что впереди меня ждет ещё много интересных открытий, ведь профессия музыкального руководителя - это бесконечное путешествие в мир прекрасного и очень хочется это чудесное путешествие продолжать! Но жизнь не стоит на месте. Сменяются поколения детей, меняются их интересы. И, для того, чтобы быть интересной для своих воспитанников, знать, чем они «дышат», интересуются, просто необходимо «держать руку на пульсе времени».
Мой опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что работа с детьми во всех видах музыкальной деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога, без чего невозможно представить и творческое развитие детей. Словом, от того насколько ты интересен, профессионально грамотен, талантлив, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду.
Считаю свою профессию очень важной, так как участвую в формировании полноценной духовной личности маленького человека. Моя задача помочь ребятам увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них природой. Пускай они не станут музыкантами, певцами, или танцорами, а выберут свой путь, не связанный с искусством, но я уверена, что они вырастут добрыми, культурными и отзывчивыми людьми, и поможет им в этом МУЗЫКА!