Елена Лаптева
Эссе по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми в реализации экологического развития и воспитания детей дошкольного возраста
МБДОУ №36
Воспитатель:
Е. И. Лаптева
Нижний Новгород
2020г.
Введение
В. А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывания вьюги за окном, ласковый плеск волн и тысячи лет чудесной музыки жизни»
Публикация «Эссе по экологии» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) экологическое образование не представлено, отсутствуют и термины «экология» или «экологическое образование». Обозначенная в Стандарте область «Познавательное развитие» предполагает элементы естествоведческого (природоведческого) обучения, но ФГОС ДО не нацеливает педагогов непосредственно на экологическое образование дошкольников, а лишь предполагает ознакомление с природным окружением как составную часть ознакомления детей с окружающим миром.
(начну сразу с практической части эссе, так как теорию мы все знаем)
Почему я выбрала эту тему?
Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование экологического сознания, воспитания экологической культуры.
С чего все началось (подробно)
Я работою с детьми ОВЗ кроме экологического воспитания ставилась задача и на развитие навыков коммуникации у ребенка. В этом я отталкивалась от того, что у дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка и его навыкам коммуникации, отводилась наглядному моделированию- экологическому макету. Игра с ним позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Была тема «Дикие звери. Подготовка к зиме», на вопрос воспитателя «Кто такие дикие звери?»- дети ответили полным ответом, но на вопрос «Как вы думаете как звери готовятся к зиме?»-ответ «Копатыч заготавливает мед»- большинство ответов было о вымышленных персонажах мультфильма «Смешарики».Мной был сделан вывод, что нужно внести что-то новое, что бы заинтересовать детей. В этом мне помог метод наглядного- моделирование, был сделан макет «Дикие животные нижегородской области». Макет был продемонстрирован на занятии по познавательному развитию и остался в ППРС группы. Дети с интересом рассматривали макет, а затем включили в свою самостоятельною игровую деятельность. В игре с макетом дети часто не могли договорится друг с другом, высказать свою точку зрения, а при высказывании не могли аргументировать и отстоять ее, или найти компромисс, что приводило к частым ссорам и конфликтам. Меня очень встревожил этот момент, и я сначала изучать материал по данному вопросу.
И начала с исследователей)
Научно – исследовательские условия:
• Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин
Методические условия
• Лисина М. И. «Формирование личности в общении»
• Николаева С. Н «Юный эколог Программа экологического воспитания в детском саду»
Организационно – педагогические условия:
• Выступления на педагогическом совете; открытые просмотры ООД для педагогов ДОУ; участие в метод объединениях; участие в конкурсах педагогического мастерства; обмен опытом в профессиональных педагогических интернет- сообществах.
Ведущая педагогическая идея
Работа с экологическим макетами способствует развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
• Макеты будут выступать средством развития коммуникативных навыков ребенка через игровую деятельность
Игры с макетами способствуют развитию навыков партнерского общения, работе в команде. Тем самым дети становятся коммуникабельны, повышается их уверенность в себе.
• Макеты будут способствовать развитию познавательной активности дошкольников.
Обучение с использованием макетов способствует формированию у дошкольников стремления к гармоничному сосуществованию с миром природы, развитию познавательной активности.
Этапы работы с экологическими макетами
1этап: предварительная работа.
• В ходе это этапа с детьми проводятся беседы о природе и ее объектах, рассматривание картин, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы и т. д. Во время этого дети учатся слушать и поддерживать разговор, высказываться. Таким образом происходит обогащение личного опыта дошкольников, а так же сбор материала для создания макета.
2этап: изготовление основы будущего макета и наполнение предметным материалом.
• В ходе работы на данном этапе включаются элементы художественно- изобразительного творчества, конструирования, моделирования. Во время создания макета дети обсуждают и выбирают наиболее понравившейся им вид деятельности: будь то конструирование, лепка, моделирование, рисование, аппликация и т. д. Были созданы макеты: «Космос», «Времена года», «Подводный мир», «Ферма» и др. На данном этапе формируется умение высказывать свое мнение, аргументировать его и выслушав сверстника прийти к компромиссу.
3этап: применение макетов в ходе образовательной деятельности и индивидуальной работе
• Макет используется как демонстрационный и практический материал на занятиях и при индивидуальной работе с детьми. На его основе вместе с детьми разыгрываем какой-либо сюжет или действие. Например, придумали экологические сказки, используя знакомые сюжеты «Зимовье зверей на новый лад», «Как я ловил Золотую рыбку». Макет выступает в данном случае, как игровой компонент занятия и сохраняет внимание и поддерживает любопытство детей. Через действия с макетами дети легче усваивают знания. Например, макет «Ферма» позволяет обогатить знания детей о профессиях фермер, доярка; об особенностях домашних животных и их жизни. Это способствует и развитию таких коммуникативных навыков как: умение слушать, высказывать свою точку зрения, поддерживать разговор.
4: этап самостоятельная игровая деятельность
• В самостоятельных играх с экологическими макетами такими как экологические системы («Лес», «Динозавры», «Озеро» т. д) дети договариваются, стремятся к взаимопониманию. Для разрешения конфликтов дети используют считалки, жеребьевку, «часики». Это проявляется в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
В процессе работы над развитием коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через экологические макеты в течение двух лет мною совместно с детьми были созданы на основе лексических тем макеты и экосистемы. Главное, в создании макета, это то, что при размещении объектов природы, предметов окружающего мира на макете, а в дальнейшем в процессе деятельности по его использованию, у ребенка развиваются коммуникативные навыки:
• желание, вступить во взаимодействие,
• способности слышать и сопереживать собеседнику,
• разрешать сложные вопросы взаимодействия,
• владеть правилами эффективного общения.
В своей работе я использую два вида макетов: демонстрационные (макеты используемые на занятиях и в индивидуальных занятиях) и экосистемы - как основа для самостоятельного создания макетов разнообразной тематики и самостоятельных игр с ними:
• Экосистема «Арктика»
• Экосистема «Лес»
• Экосистема «Пустыня»
• Экосистема «Ферма»
• Экосистема «Озеро»
• Экосистема «Луг»
• Экосистема «Подводный мир»
• Экосистема «Динозавры»
Результат работы с экологическими макетами
• Дети активно сотрудничают друг с другом
• Доброжелательны, легко вступают в контакт со сверстниками
• Развивается познавательный интерес, инициативность и выдержка
• Дети проявляют желание и интерес к созданию и играм с макетами
• Дети бережно относятся к объектам природе.
Что было дальше (более кратко)
Экологические макеты и созданные на них сказки вместе с воспитателем и самостоятельные игры, это очень хорошо, но хотелось, что б дети развивались дальше и в современном мире технологий могли чувствовать себя более уверенно, для этого они должны были освоить много разных умений и получить разных навыков и моя задача, как педагога помочь в этом, так же ставилась задача на сближение родителей и детей (в век высоких технологий, родители часто забывают, что они Родители, перекладывая свои функции на других- бабушку, дедушку, а под час и на педагога).
Для этого я выбрала одну из современных форм, которая меня сильно заинтересовала и я стала использовать ее в своей работе…
Дети используя в игре маке «Дикие животные нижегородской области» (подготовительной группы) заинтересовались, «А какие еще есть животные в наших лесах?», «А живет в них росомаха, а если у нас летучи мыши?»(по телевизору транслировали в то время фильм про росомаху- супер героя и Бетмана).
В начале, я сама стала искать ответ на данный вопрос и нашла ответ в Красной книге нижегородской области, что росомаха жила раньше на краю нашей области, но сейчас ее нет, летучие мыши живут в нашей области и есть несколько их видов. Об этом я рассказала детям, они заинтересовались, что я за такую «Красную книгу прочитала и что там еще есть».
Появилась идея познакомить детей с «Красной книгой нижегородской области», но в одиночку, я не потянула бы этот объем работы. Приняла решение привлечь к этому родителей. Для этого заинтересовала их через детей –рассказом не только о росомахи и летучих мышах, но и показом фото других животных представленных в Красной книге, дети захотели посмотреть и узнать об заинтересовавшем их животном дома, а потом нам рассказать…
и не только фото, было проведена целый комплекс мероприятий, что б «разжечь» интерес детей, в который включались и экологические сказки ( пример: «Росомаха и дерево» вырубка леса привела к тому, что росомаха больше не живет в нашем лесу) и конкурс плакатов «Береги природу», словесные и дидактические игры, презентации и консультации для родителей по экологическому развитию и воспитанию на сайте ДОУ. Все это было проведено в кратчайший срок и способствовало рождению проекта (кратковременный)
«Красная книга нижегородской области»
Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Немного о проекте
Этапы проекта включали в себя не только работу в группе (чтение и рассматривание литературы и т. п, но и совместную поисковую деятельность родителей и ребенка, которая привела к сближению ребенка и родителей, родителей и педагога. Итогом поисковой деятельности родителей и детей стала презентация проекта. Вместе ребенок- родитель на альбомном листе приклеили картинки- фото о выбранном животном и подготовили рассказ, затем в группе ребенок презентовал свою работу. Всем очень понравились рассказы друг друга, а на вопрос «Не хотите ли вы поделится своими знаниями с детьми других групп?» с удовольствием сказали «Да». И я разработала сценарий развлечения для детей других групп, где были включены, Презентации моих воспитанников. Кроме этого в группе появилась папка, в которую сложили результаты проектов (получилась детская «Красная книга нижегородской области») и дети в свободном доступе могут взять эту «книгу» и посмотреть (осязаемый результат).
Что планирую дальше…
Сейчас я планирую провести с новым набором детей, снова проект «Красная книга нижегородской области», мотивируя это, тем что дети начали проявлять интерес к уже имеющейся «книге» и тема «Подготовка диких животных к зиме»-планируется в ноябре, а так как выбор еще имеется большой (мы не всех животных охватили в первый раз) то «книга» увеличится в объеме, а дети получат новые умения и навыки в проектной деятельности.
Весной у меня запланирован проект «Лекарственные растения»- на участке группы, уже несколько лет есть фито- грядка, где растет мята, мелиса и календула…при наблюдение за ними, я планирую создать условия для того, что б дети захотели самостоятельно (вместе с родителями) узнать о лекарственных растениях больше и потом рассказать нам, тем самым формировать предпосылки поисковой деятельности.
Почему же я выбрала форму. проект…
Мне понравилось, то что в этой форме учувствует не только педагог- ребенок, но и Родитель. Тем самым происходить сближение родителя со своим ребенком (в век компьютеров и вечной занятости, это очень важно, родитель делая проект вместе со свои ребенком тем самым узнает его сильные и слабые стороны. Проект- нужно не просто наклеить фото или картинку, где родитель вдруг узнает, что его ребенок умет/не умеет держать ножницы (в пять лет,
но и подготовить презентацию-рассказ, именно с рассказом у многих родителей и связаны открытия (они вдруг узнают, что ребенок не просто плохо говорит, не произносит некоторые звуки, но и не может повторить предложение за взрослым, или не может рассказать по картинкам. Для некоторых родителей это было открытием, неприятным открытием, и результат- родители стали больше уделять времени своему ребенку, стали прислушиваться к словам специалистов (в группе работает логопед и психолог, так как дети с ОВЗ, а не отмахиваться от них, как это было до проекта. Все это положительно повлияло на развитее детей. Плюс результатом проекта стала и «Красная книга нижегородской области» которая вместе с экологическими макетами заняла свое место в ППРС группы.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2011, с. 96
2. Леонтьев А. А. Психология общения. М. : Смысл, 2010.
3. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка- дошкольника. М. : Просвещение, 2011.
4. М. И. Лисина «Формирование личности ребенка в общение»
5. С. Н. Николаева «Юный эколог»
6. Л. И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников»
7. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д. /е.»
8. Т. М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
9. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».