Елена Львовна Лютая
Эссе музыкального руководителя «Все мы родом из детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы родом из детства
Это было так давно. Мы жили в селе в Калининской области. Папа очень хотел,чтобы обе его дочки научились играть на аккордеоне. Купил инструмент. Сам играть не умел,только две-три песенки - на слух. По самоучителю начал учить нас, но мы не захотели, стали заниматься самостоятельно. Как счастливы были родители, когда мы с сестрой играли дуэтом несложные пьесы! У нас в школе многие ребята немного играли:кто на баяне, кто на аккордеоне, кто-то даже на гармошке. И это при том, что в селе не было ни одного профессионального музыканта,о музыкальной школе и речи не было. Но были прекрасные учителя, которые старались сделать нашу жизнь интересной. Больше всех я помню, прежде всего,папу,Лютого Льва Павловича,он преподавал историю. В школе был оркестр!Мы играли на 2-3 партии несложные произведения. Репетировали,много выступали,выезжали классом с концертами. Классе в пятом-шестом я стала аккомпанировать классному хору. Все это воспринималось как само собой разумеющееся, все было от души. Меня не надо было заставлять заниматься,я любила играть. Да что там!Когда сестра поехала поступать в музыкально-педагогическое училище, я чуть не бросила школу после девятого класса, так хотелось тоже поступить в училище вместе с сестрой!Еле уговорили родители закончить школу. И не зря!Я окончила школу с золотой медалью и сдавала только один вступительный экзамен. Играла я к этому моменту "Вальс" А. Хачатуряна из "Маскарада".Но при этом не знала,что такое тоника, не играла ни одной гаммы. Но - играла! И уже на первом курсе участвовала в конкурсе исполнителей на народных инструментах.
Публикация «Эссе музыкального руководителя „Все мы родом из детства“» размещена в разделах
Мы с сестрой закончили потом институты,обе стали музыкальными руководителями в детском саду. И стали продолжателями педагогической династии:папина мать была учительницей начальных классов,папа и мама преподавали историю. Их уже нет с нами, а мы очень часто вспоминаем то хорошее, что дали нам родители.
Вот такое начало жизни определило и всю мою жизнь. Я люблю музыку,играю,слушаю. И в детях стараюсь воспитать такое же отношение к музыке.
Сестра уже на пенсии,а я - работаю. Сколько сейчас возможностей для музыкального развития ребенка!Прежде всего - педагоги. Какая же это ответственная миссия!Между педагогом и ребенком устанавливается эмоциональная связь, дети верят каждому слову воспитателя. Как же бережно надо относиться к ребенку, не ранить его невниманием,словом. Детский сад - это первая ступенька на пути развития личности. И, по большому счету,от педагогов детского сада, и от музыкальных руководителей, в том числе, зависит,обретет ли маленький человек крылья за спиной,станет ли уверенным в себе школьником, станет ли творческим человеком в той профессии, которую он выберет.
Для себя я определила,каким должен быть музыкальный руководитель. Прежде всего - музыкантом. Никакая техника не заменит живого исполнения. Дети внимательно слушают музыку, когда я ее исполняю. Аккомпанируя на инструменте поющим детям, можно подобрать удобную тональность,поддержать ребенка,если он чуть изменит темп,поддержать динамически. При этом, использую и записи произведений для слушания музыки,и фонограммы для пения солистов,вокального ансамбля,для танцев.
Мое "тайное оружие" - голос. Дети всех возрастов обожают слушать пение без сопровождения, просто замирают. И я часто пою а капелла. Видимо, мой голос напоминает им мамин голос.
Музыкальный руководитель - эмоциональный исполнитель,и в детях он воспитывает эмоциональность.
Музыкальный руководитель при подборе репертуара учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка,репертуар должен быть доступен каждому ребенку для понимания и исполнения.
Музыкальный руководитель заботится об охране детских голосов. В той же степени заботится об охране психического здоровья детей, не допуская перегрузок. Работая на музыкальных занятиях,индивидуальных и занятиях вокального ансамбля над разнообразным репертуаром,мы с воспитателями выбираем из него репертуар к праздникам и выступлениям, не проводя дополнительных репетиций. Система в работе - это очень важно.
Музыкальный руководитель работает с воспитателями и родителями детей, делая их своими союзниками.
Когда я пришла работать в "Светлячок", я сразу организовала "Клуб Любителей Песни" для воспитателей. Поэтому коллектив у нас поющий, несмотря на то, что со временем состав педагогов меняется:молодые подстраиваются к старшим. Сейчас мы не поем еженедельно, но когда необходимо подготовиться к какому-либо мероприятию, хватает нескольких репетиций - и вокальная форма восстанавливается. За все годы мы немало выступили с концертами:хор,вокальный ансамбль, солисты,хор взрослых и детей. У нас хороший коллектив,поддерживает инициативы.
Вот так все и начинается - с детства.