Оксана Собко
Эссе воспитателя «Я — воспитатель почемучек»
Почему звучит у нас
Каждый день и каждый час
Сто вопросов ни о чём?
Потому что мы – растём!
Я росла ребенком любознательным, задавала много вопросов взрослым и сверстникам, пыталась самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Эта особенность моего характера очень помогала мне в жизни, открывая все новые и новые горизонты познания и опыта.
Когда начала работать воспитателем, то вопрос развития любознательности у моих воспитанников особенно интересовал меня. Как научить детей задавать вопросы? Как научиться отвечать на них? И по истечение времени многое поняла.
Публикация «Эссе воспитателя „Я — воспитатель почемучек“» размещена в разделах
Вопросы – это лакмусовая бумажка детской любознательности. Бесконечные детские «почему?» выливаются на взрослых бурным потоком, ставя иногда в тупик. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.
Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. И мы вместе с удовольствием проводим элементарные эксперименты. Утонет в воде бумажный кораблик? Сколько шагов в игрушечном удаве? Станет чистой вода из лужи, если ее процедить через активированный уголь? После каждого вывода (пусть даже самого простого или самого фантастического) хвалю малышей: «видишь, ты подумал и сам нашел ответ, какой молодец!».
Один из лучших способов ответить на вопрос маленькому почемучке — игра. Ведь если хорошо поразмыслить, многие явления можно показать малышу в игре. Например, еще в младшей группе на вопрос «Почему у машины колеса круглые?» предложила детям взять шарики и кубики и попробовать их покатать по полу. Шарики катались хорошо, потому что круглые и без углов, а кубики нет. Так ребята сами с помощью эксперимента нашли ответ на вопрос.
В моей группе много справочной литературы по всем видам знаний. Эти книги помогают мне и моим воспитанникам находить ответы на многие детский вопросы.
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, я стараюсь убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Побуждаю их задавать вопросы - это полезно: больше узнаешь по ответам.
Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Всегда поощряю детей, задающих вопросы: "Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь". Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным - научись задавать вопросы.
Никогда не смеюсь над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку.
Это здорово, когда есть много хороших вопросов. Это позволяет нам всем не остыть, познавать, самосовершенствоваться и вместе находить свой для каждого путь.
Родителям своих воспитанников я однажды рассказала ситуацию, которую описал В. Вересаев в "Рассказах о детях".
Мальчик Игорь изводил всех вопросом "Почему?". Знакомый профессор психологии) посоветовал родителям: "Когда вам надоест, отвечайте ему "Потому что перпендикуляр", - увидите, скоро он отвыкнет". Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: "Потому что перпендикуляр".
- Ты почему не одел калоши? - Потому что перпендикуляр. - Почему грубишь? - Потому что перпендикуляр.
И мы (родители моих малышей и я) с удивлением пришли к выводу, что если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, могут сложиться "перпендикулярные" отношения, к сожалению, на всю жизнь.
И мы решили: попробуем посмотреть на мир глазами ребенка. Начнем познавать мир вместе с детьми, ведь мы, взрослые, еще многого не знаем. Что если опуститься на уровень наших деток и посмотреть на знакомые вещи с их позиции? Может быть, и у нас в голове возникнет тысяча «почему».
Симон Соловейчик писал: «С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится». И я согласна с ним на все 100%.
Побуждаю родителей моих воспитанников : поощряйте ребенка на интересные вопросы. Стимулируйте их. Учите задавать правильные вопросы на своем примере – детки тут же начнут копировать вас.
Обсуждая такую интересную жизнь вокруг, не ждите, пока малыш задаст тот или иной вопрос. Не переставайте задавать их сами. О чем? Да обо всем. Как ты думаешь, почему небо голубое? Почему мяч не тонет в воде? Почему в вечерних лужах есть звезды и луна? Наши дети гениальны. Даже в
самом раннем возрасте — даже в полтора года — у них на все есть свой ответ. Если они не смогут ответить, то, во всяком случае, обязательно задумаются и сделают свой собственный вывод.
Мне нельзя стоять в сторонке,
Наблюдая безразлично,
Пусть огнём горят глазёнки,
Веря в чудо безгранично.
Даже если чуть коснулась
Душ ребячьих - очень рада!
Пусть хоть что-то в них проснулось-
Мне других наград не надо.