Инна Судакова
Эссе воспитателя младшей дошкольной группы социального приюта
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе воспитателя младшей дошкольной группы
Судаковой Инны Викторовны
Я работаю воспитателем Государственного бюджетного учреждения «Социальный приют для детей», где живут дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, для которых воспитатели являются добрыми наставниками, помощниками и людьми с большой открытой душой.
Публикация «Эссе воспитателя младшей дошкольной группы социального приюта» размещена в разделах
Я глубоко убеждена, что педагог должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребёнок талантлив по-своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в педагоге, в его неудачных методах, а не в бездарности детей.
Работая в приюте с детьми разных возрастов, невольно замечаешь перемены, происходящие с детьми. Если в младшей группе ребенок открыт к общению, ему интересен окружающий мир во всех своих проявлениях, он не стесняется быть самим собой, и проявляет свою индивидуальность, то в среднем и старшем звене происходят коренные изменения. Дети начинают осознавать, что отличаться от других это «не совсем хорошо», а иногда даже «больно», теряют свою индивидуальность, а вместе с ней и себя в этом мире.
Я учу своих детей жить без насилия, без страха, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма, относиться к человеческой жизни как высшей ценности, поскольку не только сам человек формирует свое «Я», но и окружение накладывает на него свой отпечаток.
Ребенка не научишь любить, если сам любить не умеешь, если нет в тебе гуманитарного знания о своем собственном внутреннем мире и о мире другого. Так важно, чтобы к детям шли педагоги, «наученные любви», которые могут действительно искренне любить и развивать детей. Даже самые эффективные технологии не срабатывают, когда их используют «несчастные» педагоги. От «любящего» и «любимого» педагога идёт живая энергетика, позволяющая глубже заглянуть в ребенка, открыть его для себя и для него самого. «Любящая» деятельность педагога – это и забота, и уважение, и ответственность, и знание, то есть активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека – своего воспитанника.
Надо помнить, что настоящий педагог – это тот педагог, который знает, что неспособных и равнодушных детей нет. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Нужно только найти в ребенке струну, суметь её настроить, и тогда она зазвенит. Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приёму. И как следствие этого – повседневный поиск и… сомнения: сработает ли?
Талант педагога, как мастера, раскрывается тогда, когда ему удаётся увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Мы вместе радуемся нашим победам и делаем выводы из наших поражений. А самое главное – я учу их мечтать!
Бытует мнение, что каким видят мир маленькие дети сейчас, таким они будут творить его взрослыми. Но порой, каким искаженным этот мир формируют взрослые, к тому же родные по крови люди у своих детей! Вот и появляются в нашем обществе особая категория детей, детей, не знающих материнской любви или воспитывавшихся в неблагополучных семьях, где не прививалось никаких ценностей, не соблюдались нравственные нормы. Это особая категория детей. И, на мой взгляд, воспитатель социального приюта – это особая категория педагогов. Ведь именно от воспитателя требуется восстановить разруху в душе ребенка посредством сердечного ума, такта, мудрости, терпения, жизненного и педагогического опыта.
Работа воспитателя в социальном приюте предполагает индивидуальную работу. А это значит, что с каждым ребёнком воспитатель настраивает те отношения, которые создают для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях.
Одна из главнейших задач воспитателя социального приюта - это создание единого, желательно дружелюбного коллектива, где каждый воспитанник как в мозаике занимает своё определённое место. Такой коллектив способен решить поставленные перед ним задачи и поможет адаптировать любого вновь поступившего воспитанника.
Смотрю на своих воспитанников. Какие они разные! Они разные не только по возрасту, цвету волос и глаз. Они любят заниматься разными делами. И каждый из них уникален. Уникальны и наши с ними взаимоотношения. Порой приходится на себя смотреть глазами ребенка, что бы понять, справедливо ли я поступила, понял ли меня ребенок. Потому нужно избегать всего того, что разрушает у воспитанников положительный образ самого себя, над формированием которого работает весь педагогический коллектив.
Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребёнка, я делаю мир добрее. В наших руках – будущее детей, а значит - будущее России. Мне всегда было интересно работать с детьми, а работа с детьми социального приюта и трудна и интересна.
И в заключении мне хотелось бы привести одно высказывание, которое, в полной мере раскрывает мою педагогическую позицию: «Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они ещё слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими ещё неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полёта. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?» Учите летать! Уверенно стоящим на крыле падения не страшны!