Наталья Иванова
Эссе «Внутренние качества социального педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Внутренние качества социального педагога очень важны в его профессиональной деятельности.
Профессия социальный педагог достаточно молодая, которая объединила определенное количество неравнодушных и бескорыстных к чужим проблемам людей, встав на стражу социального благополучия обучающихся, помогая им успешно осваивать образовательную программу. Социальный педагог помогает обучающимся социализироваться в обществе, а также стоять на охране детства, своевременно выявляя проблемы в образовательном учреждении, семье, окружении, не допустив жестокого отношения. Также социальный педагог оказывает помощь родителям (законным представителям) в недопущении безнадзорности и беспризорности, выступая посредником с субъектами профилактики. Социальный педагог, являясь специалистом общеобразовательного учреждения, выступает организатором деятельности участников образовательного процесса, создавая благоприятную обстановку для успешного освоения обучающимися образовательной программы.
Публикация «Эссе „Внутренние качества социального педагога“» размещена в разделах
Социальный («socio», «socius») – в переводе с латинского языка обозначает «союзный», «общий», процесс усвоения человеческим индивидуум определять системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социальный педагог только при наличии благоприятной позиции в системе межличностных отношений в коллективе может повлиять на обучающихся, заслужив уважение и доверие.
Я считаю, что социальный педагог должен обладать умением разбираться в людях, способностью быстро и правильно оценивать сильные и слабые стороны людей, понимать их настроение, чувства, интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы; быть чутким, доброжелательным и справедливым, уметь замечать прежде всего положительные качества ребенка, не акцентировать недостатки; быть коммуникабельным (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - способность быстро и правильно строить общение, способность первому вступать в контакт с обучающимся, в беседе проявлять тактичность, использовать простую речь и доступность излагаемого текста, не «бояться» больших аудиторий, уметь грамотно изъясняться; быть инициативным, так как необходимо ставить достигаемые цели, умело и аргументированно убеждать и предлагать способы их достижения, постоянно добиваться их достижения; находить выход из различных, в том числе спорных и неоднозначных ситуаций, проявляя оптимизм.
Наличие высокого уровня внутренних качеств, позволит социальному педагогу быть психологически привлекательным в межличностных отношениях не только среди обучающихся и родителями (законными представителями, но и с участниками образовательного процесса: учителями, администрацией образовательного учреждения и школьной службы сопровождения.
К числу важнейших внутренних качеств социального педагога, на мой взгляд, также можно отнести: твердость в отстаивании своей точки зрения, старательность, нервно-психическая устойчивость, так как эффективность его деятельности зависит от искусства поведения. Можно отметить эмоциональные качества личности, характеризующие переживанием, которые социальный педагог испытывает при возникновении социальных проблем в процессе работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К таким качествам можно отнести : самообладание, способность к саморегуляции, позволяющая владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности, что позволяет управлять своим состоянием в различных ситуациях и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваясь поставленной цели. Способность к сопереживанию позволяет с большей душевной теплотой относиться к состоянию ребенка, его реальным социальным проблемам, лучше понимать его внутренний мир, переживания.
При принятии решении о создании этой профессии стояли глобальные задачи: уменьшить рост преступности, количество неблагополучных детей и иные проблемы, оказывая социально-педагогическую и правовую помощь детям, которые нуждаются в особой поддержке государства, для создания психологического комфорта и безопасности детей с помощью различных механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений. Социальный педагог занимается в образовательном учреждении созданием доброжелательных условий для развития обучающихся, защищает права детей, помогает наладить отношения семьи со школой, организует работу учителей и педагогов, помогает повысить успеваемость детей, а также занимается профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся. В связи с этим, я считаю, что социальный педагог обязательно должен повышать свой уровень образования, в том числе повышать уровень правовой подготовки, он должен быть любознательным, проявляя интерес к работе с людьми и понимать какую помощь он может оказать со ссылкой на нормативные акты.
Важно, чтобы социальный педагог не воспринимался обучающимися как администратор, так как возможно потерять доверие, но и не должно быть «панибратства», соблюдая дистанцию в отношениях. В связи с этим, специалисту, желающему работать социальным педагогом необходимо постоянно развивать в себе такие внутренние качества как наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки, рефлексию (умение видеть себя глазами другого человека) и самоконтроль.
Социальный педагог, по моему мнению, должен работать над своими нравственными качествами, чтобы это стало его отличительной чертой. К таким качествам относятся : нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, общению, социально-педагогической деятельности; нравственные чувства: удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству, стремления помочь, поддержать обучающегося, родителя (законного представителя и участника образовательного процесса в решении социальных проблем, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути; неудовлетворение от нерешенных социальных проблем человека, несоблюдения моральных норм как самим, так и другими. Это такие нравственные чувства специалиста, как долг, совесть, честь. Именно они способствуют формированию нравственных привычек.
Я считаю, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога - способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры и социального статуса, приносимой им пользы обществу
Поэтому, с утверждением можно сказать, что внутренние качества социального педагога очень важны в его профессиональной деятельности, помогая решать социальные проблемы обучающихся и их семей.