Наталия Комина
Эссе «Важность экологического воспитания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть такая известная песня: "С чего начинается Родина?" А, действительно, с чего? Конечно, во-первых, с мамы и папы, родного дома. А во - вторых? Что видит ребенок, выйдя из дома? Что окружает его, куда бы он ни пошел, ни поехал? В конце концов, что он видит вокруг себя с высоты своего небольшого пока роста?
А это трава, цветы, насекомые, стволы деревьев, кустарники, земля под ногами и многое другое. А если поднимет ребенок свою голову вверх, что увидит он там? Кроны деревьев, птиц, пролетающих в вышине, небо, облака. В общем все, что мы называем ёмким и всеобъемлющим словом "природа". Мы так и говорим: "Идем на природу", или "Едем на природу".
Публикация «Эссе „Важность экологического воспитания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Но выбравшись на "природу", мы часто видим не цветущую поляну, а выжженную огнем землю, не чистый песчаный берег реки, а забросанный пластиковыми бутылками да пакетами. Кто же делает все это? Ответ знают все: это человек, который частью этой самой природы и является. Надо уточнить: самой неблагодарной частью! Всегда хочется задать вопрос: а рассказывал ли кто-нибудь таким людям, что природой надо не только пользоваться, но и беречь ее, как например, свой дорогой автомобиль, на котором они на эту самую природу приехали? А еще и охранять, также как свой собственный дом, в металлическую дверь которого, несомненно, вставлены крепкие замки?
А еще природа дана нам, чтобы любоваться ею, получать эстетическое наслаждение, положительные эмоции. А еще, чтобы дышать свежим воздухом, пить чистую воду, и т. д., и т. п.
Причем, не единожды, а постоянно. А для этого нужно, чтобы каждый человек имел такое воспитание, которое не позволяло бы ему оставить после себя мусор, сломать дерево, разрушить муравейник, или даже просто шуметь в лесу.
Когда же нужно начинать заниматься таким воспитанием?
В. А. Сухомлинский сказал: "Если добрые чувства не воспитывать в детстве, их никогда не воспитаешь". Можно сказать так же: если не научить в детстве правильному отношению к природе, можно опоздать на целую жизнь. Поэтому первые экологические знания мы должны давать ребенку с самых ранних лет.
Конечно, самыми главными воспитателями ребенка являются его родители. Это бесспорно. Но, к сожалению, экологическая культура многих родителей оставляет желать лучшего. Поэтому перед воспитателями детского сада стоит ответственная задача научить детей видеть красоту окружающей природы, научить беречь ее, вызвать желание участвовать в ее созидании.
Для этого в детском саду экологическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни с использованием различных методов: совместной деятельности воспитателя и детей, наблюдений, организацией длительных наблюдений, метода моделирования, словесно-литературного метода.
Очень важно сформировать у детей желание самостоятельно изучать природу. Этому способствует создание разнообразной среды экологического направления. Для этого в группе создан яркий, привлекающий внимание детей уголок природы, где дети могут рассмотреть красочные альбомы и книги по теме, работать с календарями природы, наблюдать и ухаживать за растениями. На прогулке дети наблюдают за природными объектами, ставят различные опыты, осуществляют труд в природе, подкармливают птиц. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание детей на красоту окружающей природы: заснеженные деревья, первая зелень, разноцветные осенние листья, цветущие кустарники, капли воды на ветках после дождя…
Привлекает воспитатель внимание детей и к звукам природы : пению птиц, шелесту листвы и другим.
Но воспитать экологически грамотного человека усилиями только воспитателя все-таки невозможно. Поэтому детский сад должен транслировать экологические знания в семью и привлекать к экологическому воспитанию родителей с помощью бесед, консультаций, сообщений, участия в экологических акциях и развлечениях. Кстати сказать, часто бывает, что именно ребенок заставляет родителей изменить отношение к природе.
Таким образом, важность того, что экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, несомненна, и одним из основных «педагогов» является детский сад. И как воспитателю детского сада, мне хочется привести строки стихотворения, которые, на мой взгляд, выражают главную мысль экологического воспитания в детском саду :
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!