Елена Григорьева
Эссе «В каком возрасте начинается воспитание Человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе.
В каком возрасте начинается воспитание ЧЕЛОВЕКА.
Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием,-
это творение будущего и взгляд
в будущее.
В. А. Сухомлинский
В нашем цивилизованном мире становится всё больше злых, безучастных, бесчувственных, корыстных с ужасными моральными устоями людей. Почему так происходит? Многие в нашем обществе, наверное, не задумываются, а другие обвиняют кого-то или что-то. Я не осуждаю, а просто размышляю. Как это изменить? И что для этого нужно сделать? Как мы живём, и как будут жить наши дети? Зависит ли от родителей жизнь будущих поколений? И с чего начинать воспитание своих детей? А начинать надо с воспитания самого себя.
Публикация «Эссе „В каком возрасте начинается воспитание Человека“» размещена в разделах
Думаю, что воспитание детей начинается за долго до того момента, когда у тебя появляются свои дети, оно начинается, когда ты сам ещё ребёнок. И с уверенностью могу сказать, что воспитание и нравственность начинается с семьи.
Огромное значение для нравственного воспитания человека имеет уклад семьи, и отношения между членами семьи. Для полноценного воспитания ребёнка нужны не только папа и мама, но и дедушка, бабушка, братья, сёстры, дяди, тёти и т. д. Только в общении с родными человек усвоит нравственные правила поведения в обществе. Родителями являются все: бабушка, и дедушка, и дяди, и тёти, и старшие братья и сёстры.
Когда я вспоминаю своё детство, то очень ярко вспоминаю рассказы бабушки и дедушки о природе их родины. Я и сейчас помню тёплые чувства и любовь их к родному краю. Вспоминаю их отношения между собой и их любовь к нам. Мой дед Андрей Иванович имел всего три класса образования, попал под репрессии (как многие семьи в то время 1929г., был сослан со всей своей семьёй на север тюменской области. Пережил много лишений и испытаний, но остался добрым и ласковым человеком. Работал управляющим хозяйством совхоза. Моя бабушка Зоя Фёдоровна, вообще образования не имела, но была очень воспитанным человеком. У них была очень большая семья (восемь детей) и всех они «поставили на ноги», помогли получить образование.
Мы очень редко виделись с родителями мамы. Жили далеко друг от друга, и приезжали только в гости на несколько дней. Но даже за это короткое время общения с ними, я многое узнавала о нашей семье. Мои родители «становились детьми». Мне было весело, когда бабушка учила мою маму, поправляла её в том или другом случае. Мама моя была очень послушной дочерью, и дедушка её очень любил и гордился ею. Они всегда говорили спокойно даже тогда когда спорили и всегда шутили. Ещё в детском возрасте я хотела быть похожей на них. Деда очень любила, а бабушку слушалась и уважала. Баба Зоя всегда делала мне наставления, но эти наставления были уважительными ласковыми. Она хороший дипломат! Когда ей было 85 лет, а мне 20 лет, и в этом возрасте получила у неё урок о поведении в обществе. Мы с бабушкой поехали на общественном транспорте. Было много пассажиров, и ехать мы должны были около часа. Я только хотела попросить, чтобы ей уступили место, а она меня отправила покупать билет. Пока я расплачивалась, смотрю, моя бабушка подошла к молодому парню и что-то сказала ему на ушко. Он весело улыбнулся, встал и помог ей сесть на его место. Когда мы вышли из трамвая, я спросила: «Бабушка, что ты ему сказала? Он всю дорогу смотрел на тебя и улыбался». А она в ответ: «Да, просто, молодой человек давай поменяемся с тобой местами», а глаза у самой весёлые и озорные. И мне вспомнилась совсем другая женщина, которая заходила в автобус, расталкивая всех своими локтями, и кричала, что молодёжь наглая, не воспитанная, место не уступает и т. д. Вот эти примеры, я рассказала своей дочке Светлане, когда ей было 5 лет. Думаю, что, этот урок уважительного отношения к окружающим людям, будет примером и для моих детей. Всё, что я поняла в раннем детстве, усвоила в юности и даже в настоящее время я продолжаю учиться, и весь свой опыт я передаю своей дочке.
Воспитание ребёнка, складывается из простых жизненных моментов в семье, он становится участником той или другой ситуации, он учится и получает опыт. Все его родные должны показывать личный пример. Ребёнок должен не только слышать наставления, но и видеть, как мама или папа утешают чужого малыша, помогают пожилым людям, уступают место в автобусе, как выслушивают своих родителей, выполняют их просьбы и заботятся о них и так далее… Нравственность начинается с мелочей. Вот пример, который меня научил тому, чтобы слова не расходились с делом. У нас дома и в деревне, где живёт моя мама, много комнатных цветов. Моя дочь Светлана часто играла с цветами и иногда ломала листики. Я ей говорила, что этого делать нельзя, так как цветам боль причиняешь, и они плачут. И показывала на капельки, которые сочились из стебелька. Светлана запомнила это. Прошло время. Когда мы с ней пришли в поликлинику, в коридоре стояла роза. Я улучила момент, когда никого не было рядом, сломила отросток. О дочери Светлане в тот момент даже не подумала. А, она, увидев это, подняла крик и даже заплакала. Обратную дорогу шла и говорила мне : «Мама, ты же говорила что цветам больно, а сама сломила». Мне было стыдно! Дочери пришлось объяснять свой поступок. Сейчас эта роза стоит у неё в комнате, и напоминает мне об этом случае.
Я хочу, чтобы мой ребёнок стал сильным, умным, образованным человеком. Очень хочу, чтобы дочь научилась различать добро и зло, оценивать свои поступки и поступки других людей. Это всё закладывается в семье. И очень важно, чтобы в семье между родными людьми было взаимопонимание. Если один из родителей говорит ребё нку: «Это можно, а это нельзя», то другой родитель должен его поддерживать. Вот к примеру. Наблюдала такую ситуацию: мама ребёнка говорила ему нельзя, а папа говорил можно, а ребёнок в этот момент с удивлением смотрел на них. И можно сказать, что он был растерян. Что он понял в тот момент? Понимаю, все люди разные (что одному хорошо, то другому плохо и наоборот, но нужно находить золотую середину. Если родители в отношениях между собой очень вежливы, предупредительны, внимательны, уважительно обращаются друг к другу и к окружающим, то их дети по образу и подобию будут строить и свои отношения в обществе.
Нравственность и правила поведения в обществе отдельной личности зависит от ценностей и правил поведения его семьи, но очень важно следить родителям за тем, какие семьи живут рядом, с кем общается ребёнок, какие программы смотрит по телевизору и так далее.
С появлением ребёнка в нашей семье немного изменились привычки. Мы с мужем слушали детскую музыку, когда дочь была рядом, редко включали телевизор. Моя дочка телевизор до 5-ти лет не любила смотреть. Всегда просила выключить его и почитать ей книгу или поиграть. В год она хорошо говорила, а в два года пела детские песенки. Мы были рады её успехам!
Сейчас я обращаю внимание на то, что дети нежного возраста поют песни популярные на эстраде, а детских песенок не знают. С этим мы столкнулись, когда я дочь привела в детский сад. Все ребята её группы ставали вокруг нас и слушали как мы поём, а сами этих песен не знали. Удивительно, песни из отечественных мультфильмов!
Как только дочь стала посещать детский сад, стал меняться её характер (стала вредничать, изменилась её речь. Меня пугало то, что все плохие черты поведения ребят, дочь с точностью всё повторяла. Всё дурное как будто прилипало к ней. Приведу пример. Вечером, я и дочь находились на детской площадке возле дома. Она была увлечена своим занятием. Я находилась рядом. На площадку пришёл малыш и его папа. Светлана стала пристально смотреть на мужчину, и я только дома поняла причину её интереса. Дочь взяла в рот карандаш и сказала: «Мама, посмотри, я дымлю как дядя». После этого я несколько дней рассказывала ей про курение. У нас в семье никто не курит. Я приводила ей примеры, говорила, какое это плохое занятие, что оно портит воздух и здоровье человека. Нужно с детьми говорить и обсуждать все стороны жизни даже в дошкольном возрасте. И говорить нужно, как с взрослым человеком, без ужимок. Направлять мысли по тому пути, чтобы его взгляды и чувства совпадали с чувствами родных. Мы все понимаем, что взгляды поколений отцов и детей различны. Наверное, так и должно! Но пусть эти взгляды будут различны в малом, а моральные ценности будут одни.
В прошлом году в школе моя дочь выполняла контрольную работу. В этом тесте был вопрос: «Как отличается нравственное поведение верующего человека и атеиста?» Она в ответе записала, что нравственность людей не отличается. А ей не засчитали ответ. Она долго возмущалась и говорила, что одному можно говорить и делать плохо, а другим, значит, нельзя… Моральные ценности должны быть одинаковыми для всех. И только тогда люди будут жить в согласии.
Я думаю, кем бы ни был человек, он должен любить свою Родину, быть патриотом. Он должен уметь дружить и ценить дружбу своих товарищей, с уважением и любовью относится к людям всех рас и наций не зависимо от вероисповедания, он должен быть правдивым, честным, справедливым, жизнерадостным, трудолюбивым, благородным, мужественным, честным и обязательно дисциплинированным. Очень хочу, чтобы каждое новое поколение на Земле было совершеннее и добрее предыдущего. Думаю, так и будет!
Григорьева Е. В.