Наталья Трушина
Условие эффективного взаимодействия педагогов с родителями в вопросах развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Эссе на тему:
«Условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями в вопросах развития детей старшего дошкольного возраста»
Автор-разработчик:
Трушина Наталья Владимировна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №53»,
Г. Арзамас
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний
Публикация «Условие эффективного взаимодействия педагогов с родителями в вопросах развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Необходимо создать эффективные условия взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Н. К. Крупская «Педагогические сочинения».
Именно эти фразы приводят к пониманию того, что развитие личности ребенка в семье может дать положительные результаты, так как родители – первые воспитатели в жизни каждого ребенка. С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья, которая даёт поддержку, опору, уверенность. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Взгляды отечественных педагогов на значение семейного воспитания для развития личности ребенка :
Л. С. Выготский отмечал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
Л. Н. Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.
Мы создали необходимые условия для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей :
изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ; открытость детского сада семье; ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Вовлечения родителей, для успешного всестороннего развития детей в нашей группе старшего дошкольного возраста, ведется в трех направлениях: повышение педагогической культуры родителей; участие родителей в деятельности ДОУ; представление опыта родителей в воспитательно - образовательном процессе.
Повышение педагогической культуры родителей : родительские собрания, конференции, круглые столы, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки.
Участие родителей в деятельность ДОУ : совместные досуги; праздники; участие родителей и детей в выставках.
Представление опыта родителей в воспитательно - образовательном процессе: мастер-классы; открытые занятия с участием родителей; проекты. Для проведения мастер классов, акций, нами использовался мессенджер Вайбер, были созданы совместные чаты с родителями. Также проводили онлайн-консультации по запросам родителей не только воспитателями, но и с привлечением специалистов (логопеда, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя). Делали фотоотчеты о проводимых в ДОУ мероприятиях, это и утренники (Новогоднее путешествие, Праздник мам, смотр строя и песни, проводимые мероприятия ко Дню Космонавтики. Совместно с родителями организовывали тематические выставки «Дары осени», «Новый год», «День космонавтики», создали мини-музей «Космос». В канун празднования Дня Победы провели онлайн - акции «Свеча памяти», «Окна Победы».
Родители были заинтересованы, охотно откликались на предложения участвовать в конкурсах, видели результаты совместной работы.
Развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей. Мы стремились к тому, чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе со своими детьми. Поэтому пытались убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего интереснее и увлекательнее дела, чем научиться понимать своих детей, а поняв их, помогать во всем, быть деликатными и терпеливыми. Родители из «наблюдателей» и «зрителей» стали активными участниками встреч и нашими помощниками, создалась благоприятная атмосфера для общения.
Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. - N 9. - С. 52-58.
2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. - N 1. - С. 82-92.
3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - N 1. – С. 41-49.
5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – Москва: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25-26.
6. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики /Под ред. С. Ф. Егорова. - Москва, 2001. – 320 с.
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Москва: Сфера, 2004 – 112 с.
8. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. – С. 57-59.
9. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53».
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки. рф