Наталья С
Эссе «Сердце отдаю будущему поколению»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Сердце отдаю будущему поколению»
«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок,
который мы можем сделать»
С. Лупан.
Путь в профессию у всех разный. И хорошо, если человек оказался там не случайно. На мою будущую профессию большое влияние оказал пример моей мамы. Она – педагог с большим стажем, учитель высшей категории, имеет правительственные награды.
Публикация «Эссе „Сердце отдаю будущему поколению“» размещена в разделах
Я росла в семье, где всегда говорили о детях, готовились к каким – то мероприятиям, а в шкафах стояли книги с любимыми героями. В детстве я собирала своих друзей – ребятишек и преподавала им, воспитывала, ставила оценки. Поэтому дилеммы в выборе профессии не было – я стала педагогом.
Работать в детский сад пришла сразу же после окончания института. Мой педагогический стаж - 7 лет. Знаю, что профессия воспитателя нелегкая, требует особого терпения, много сил, эрудиции, креатива, а главное - любви к детям. Им важны твои глаза, твой голос, твои руки. И понимаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, ощущали, что их здесь любят. Детские души не терпят фальши, дети как губка – впитывают все хорошее и плохое. Эти чистые души не прощают лжи.
Стараюсь работать с полной отдачей, прежде всего, чтобы быть честной к самой себе.
Когда я вижу, как мои воспитанники не хотят уходить домой и доверяют мне свои «тайны», начинаю верить, что все получится, и я смогу научить ребенка быть добрым и справедливым.
Мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далекий мир познания.
Я верю и надеюсь, что именно они – дети – будут помогать воспитателю всю его жизнь искать ответы на такие трудные вопросы: как учить? Чему учить?
Моя педагогическая философия – воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей.
Мы живем в век научно- технического прогресса, современных технологий, сплошной компьютеризации. И, к сожалению, книге в этих условиях отводится очень мало места.
Поэтому приоритетным направлением в своей работе я вижу: роль художественной литературы в процессе формирования личности ребенка.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, К. Д. Ушинский, В. И. Яшина и другие).
Художественная литература играет большую роль в развитии речи, а также в эмоциональном развитии ребенка.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости.
Родителям удобнее включить «мультик» детям вместо того, чтобы прочитать с ними и обсудить прочитанное. Все мы знаем, как важно и необходимо ежедневно читать детям знакомые и новые произведения художественной литературы, заучивать стихотворения, рассматривать книги с иллюстрациями. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, учит связной, последовательной речи, пополняет словарный запас.
Я считаю, чем совершеннее речь дошкольника, тем он лучше будет подготовлен к школе, тем успешнее будет его обучение.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу их общей культуре, как одной из задач художественно – эстетического воспитания дошкольников.
В положении «Концепции дошкольного воспитания» указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрывать его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживанием героев. Особое внимание нужно обращать на отбор художественной литературы, методику чтения произведения, бесед по художественным произведениям, с целью формирования у детей гуманных чувств и эстетических представлений.
Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами «он хороший или он плохой», то педагог помогает им выделить главное качество персонажа и обосновать свою оценку.
В своей работе я использую следующие формы приобщения дошкольников к художественной литературе:
- выставки книг, создание библиотеки в ДОУ, экскурсии в библиотеки города;
- разработка цикла творческих занятий по ознакомлению детей с художественной литературой;
- инсценирование (театрализованное представление детей на сцене детского учреждения и посещение младших групп);
- рисуночные игры: «Рисуем любимого героя», «Читаем и рисуем сказки», «Иллюстрации к книжкам» - это развивает чувственное восприятие и воображение;
- «Литературная гостиная», конкурсы чтецов, посещение и показ театрализованных представлений «Муха – Цокотуха» К. И. Чуковского, «105 -летие со дня рождения С. Михалкова», творческие вечера поэтов и писателей ( викторина на тему: «Вопросы тётушки Совы» по творчеству В. В. Бианки, Викторина по сказкам П. Бажова для дошкольников 5-7 лет)
Главная задача этого метода – развитие интереса к музыкальным и литературным произведениям, активизация слушательских впечатлений, гармонизация личности, развитие способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно – творческого потенциала. Кроме того, концерт в форме литературно – музыкальной композиции - возможность для детей испытать себя в разных видах художественной практики;
В процессе приобщения к литературе, важно чтобы рядом были родители. Провожу родительские собрания: «Особенности восприятия художественной литературой», «Ребенок и книга», консультации: «Родителям о воспитании», «Круг детского чтения. Принципы его формирования»
Беседы: «Растим любознательных», «Нравственное воспитание ребенка». Привлечение родителей к мероприятиям, способствующих совместной деятельности детей и взрослых.
Знакомство детей с художественной литературой, дает лучшие результаты, если объединены усилия и воспитателей и родителей.
Задача педагогов – приобщение детей к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. При организации домашнего чтения советую родителям, какие произведения читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провожу индивидуальные консультации.
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность слышать художественную выразительность слова, закладывается основа формирования любви к родному языку, его выразительности, точности, меткости, образности.
Важно помнить, что все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Решая задачи воспитания детей средствами искусства, обращаюсь к классической русской, а также зарубежной литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Блока, С. Есенина; из переводных авторов – Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и других.
Важное значение художественной литературы состоит в формировании патриотического воспитания детей.
2020 год объявлен в нашей стране - «Годом памяти и славы» к 75- летию Победы в ВОв. И уже сейчас на своих занятиях я начинаю готовиться к этой великой дате.
Также хотелось бы отметить, что мои воспитанники принимают самое активное участие в жизни нашего детского сада, а также в городских мероприятиях.
Я все время стараюсь расти вместе со своими воспитанниками, видеть результаты своего труда, осознавать, что вносишь вклад в дело воспитания будущего поколения своей Родины.
Свое эссе хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».