Мария Князева
Эссе «Семья и образовательная организация как социальные партнеры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле слова.
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего- люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.»
А. С. Макаренко
Я являюсь молодым педагогом. Работаю воспитателем в детском саду 3 года. В своей деятельности были удачи и промахи, победы и поражения. Стараюсь по крупицам собирать опыт общения с детьми и не только с ними, но и с их родителями. Но даже в своей, пока еще не многолетней, работе пришла к выводу, что отношение ребенка к детскому саду и педагогам, во многом зависит от отношения родителей.
Публикация «Эссе „Семья и образовательная организация как социальные партнеры“» размещена в разделах
Существует школьный афоризм: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Я считаю, что данное высказывание применимо не только для школы, но и для дошкольных организаций. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Но воспитательное влияние семьи, к сожалению, не всегда позитивно. От того, какой психологический климат в семье, какие сложились отношения и традиции, во многом зависит личность ребенка в будущем.
Всем известно, что по указу Президента РФ, 2024 год был объявлен годом Семьи. Таким образом, одной из важных и насущных проблем является сотрудничество образовательных организаций и семьи. Это становится все более актуальным и востребованным.
Те, кто считают, что детство – это ещё не жизнь, глубоко ошибаются. Детство – это не только беспечное утро жизни, а если серьёзно подумать, самый ответственный её период. Радость и огорчения, доброта и жадность, успехи и неудачи - все эти свойства и чувства, присущие взрослым, есть и у детей. Беда только в том, что очень часто мы не обращаем достаточно внимания на их внутренний мир. Не интересуемся, с кем они дружат, как проводят время в детском саду.
Воспитание детей – это совместная задача педагогов, родителей и общественности. Не стоит умалчивать и тот факт, что из года в год растёт количество неполных, неблагополучных семей. С этим ничего не поделаешь. С такими родителями надо работать. Они должны в педагоге видеть человека, любящего их детей, такими, какие они есть. Умение радоваться успехам детей, переживать неудачам - хорошее качество.
Для решения этой проблемы педагогу необходимо сделать воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Мои наблюдения показывают, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству с детским садом и воспитателем, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. Педагог должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Таким образом, главными задачами педагога являются обучение родителей приемам, способам обучения взрослых и детей, и оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций. Ведь социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Поэтому, на мой взгляд, важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Этот подход закладывается в основу моей работы с родительским коллективом. Поэтому в деятельности я стараюсь реализовывать эти принципы. Активно привлекаю родителей к участию в жизни детского сада. У нас сложились традиции, которым мы следуем в воспитательной деятельности. Совместно с родителями мы проводим праздники, на которых формируются взаимоотношения между детьми, родителями и педагогом, создается эмоциональный настрой на весь учебный год. Организовываем совместные поездки, экскурсии, которые способствуют сплочению родителей и детей, учат взаимопониманию. Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: воспитатели поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в группе.
Для всех участников воспитательного процесса важно то, что мы учимся искусству общения, откровенно говорить о наших проблемах, делиться сокровенным, намечать планы на будущее.
Таким образом, когда семья и образовательное учреждение составляют единое целое, один сплоченный коллектив, то достигаются высокие результаты в воспитании детей, раскрываются возможности каждого ребенка, формируются жизненные навыки, которые помогут успешной социализации личности ребенка.
Список литературы:
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. – М. : Сфера, 2009. – 256 с.
2. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина // Классный руководитель, 2005. - №5. - С. 102 – 107.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023.- 256 с.