Наталья Черемохина
Эссе «Сеять разумное. Доброе, вечное»
▼ Скачать
(гуманный педагог и его путь в образовании)
Эссе «Сеять разумное, доброе, вечное»
(гуманный педагог и его путь в образовании)
Черемохина Н. В. воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №44
Кто он, гуманный педагог? И нужен ли он современному дошкольному образованию? Гуманный – значит, человечный, любящий детей, принимающий их такими, какие они есть – со всеми достоинствами и недостатками, культурными и национальными особенностями, потребностями возраста и пола, изъянами воспитания и характером.
Публикация «Эссе „Сеять разумное, Доброе, вечное“» размещена в разделах
Педагог-гуманист всегда верит в своего воспитанника, ищет и развивает его скрытые таланты, помогает становлению личности ребёнка и его доверия к миру, даже если малыш многим обделён. Он не может, не имеет права оставить своего воспитанника без помощи в трудные моменты жизни и, если придётся, пойдёт вместе с ним на смерть.
Высокие слова, скажете вы? Да, это, конечно, идеал. Но это то, к чему должен стремиться каждый педагог, особенно тот, кто работает с самыми маленькими детьми, ведь они беззащитны, ещё в полной мере не различают добра и зла, поэтому их душам, их развитию так легко нанести урон, причинить ущерб, который останется с растущим человеком на всю жизнь и аукнется потом многими бедами.
Можно ли достичь этого высокого идеала человеколюбия? Конечно, можно! Пример тому – все наши известные педагоги, создатели своих собственных, зачастую уникальных методик, которые можно и нужно изучать, и творчески перерабатывать в своей собственной практике. А ещё современный педагог, особенно педагог-дошкольник, обязан постоянно работать над собой, повышать свой культурный и интеллектуальный уровень, свой багаж знаний и умений, ведь жизнь не стоит на месте и современные дети уже далеко не те, что 20, 30, а там более 50 лет назад. Их обучение и воспитание порой требует нетривиальных, нестандартных подходов, свежих решений и современных технологий.
Единственное, что, пожалуй, должно остаться неизменным, краеугольным камнем работы с детьми – это нравственное воспитание. Если мы с малых лет не привьём ребёнку твёрдых понятий, что такое хорошо и что такое плохо, как правильно, достойно взаимодействовать с людьми и с миром, любить свою Родину и свой народ, мы рискуем в дальнейшем потерять его как личность, как гражданина. Нравственное воспитание, передача детям вечных духовных ценностей - одна из сложнейших задач воспитания во все времена. Чтобы эта задача была решена успешно, сам педагог должен не почивать на лаврах, а видеть свои собственные недостатки и работать над собой, чтобы стать своему воспитаннику безусловным примером для подражания, вторым по важности после родителей.
Важно также, на мой взгляд, вовлекать ребёнка с ранних лет во взаимодействие в детском коллективе, в активную творческую деятельность, в посильный труд на благо других людей или, к примеру, детского сада. Даже малыш – уже полноценный, полноправный человек, а человеку свойственно трудиться и преобразовывать мир. К сожалению, современные дети, как и взрослые, подвержены сильному влиянию техники, гаджетов. Поэтому современный педагог, воспитатель просто обязан показать ребёнку красоту окружающего мира, богатство живой природы, научить их ценить и беречь. Для этого нужно и самому уметь время от времени вырываться из повседневности и бывать на природе, любоваться ею и отдыхать душой. И главная беда современного педагога, по моему мнению, именно в том, что ему очень часто не хватает времени, чтобы насладиться тем, что нам дарует жизнь: общением с родными и друзьями, отдыхом на природе, чтением книг, культпоходами и путешествиями. Думаю, пришла пора на самом высоком государственном уровне озаботиться проблемой профессионального выгорания работников образования, ведь она, по моим наблюдениям, часто затрагивает именно тех, кто все свои силы, всё своё сердце отдаёт детям. Так что, путь гуманного педагога в образовании всегда нелёгок и тернист, особенно сейчас, когда жизнь неимоверно ускоряется и усложняется, меняет приоритеты и даже являет примеры торжества откровенного антигуманизма. Но любящий детей, свою профессию воспитатель, учитель никогда не станет на строну зла, ведь его главная миссия – «сеять разумное, доброе, вечное» - не пустые слова, а потребность души, внутренняя человеческая суть и стремление.