Лариса Яричевская
Эссе руководителя кружка «Родник творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями – это сфера освоения воспитанниками личностно – значимого индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам и способствует самореализации и саморазвитию ребенка с нарушением интеллекта. Эта образовательная деятельность протекает в свободное время ребенка по его желанию, с учетом его интересов и потенциальных возможностей.
Публикация «Эссе руководителя кружка „Родник творчества“» размещена в разделах
Руководитель кружка «ведет» ребенка по индивидуальному маршруту с учетом способностей и возможностей. Достижения детей обеспечиваются деятельностью педагогов. Проблема педагогической результативности сегодня тесно связана с проблемой педагогической ответственности, ее мерой и носит ярко выраженный, нередко доминирующий, социальный оттенок.
Педагогическая деятельность – это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним все новые задачи. Такую работу нельзя пустить на конвейер педагогического шаблона. Она требует индивидуального, тонкого и творческого отношения.
Настоящий педагог должен многое знать и многое уметь. Он должен быть увлеченным, влюбленным в свое дело и детей человеком, быть интересной личностью. Прежде всего, необходимо хорошо владеть своим предметом. Никто не в силах заставить ребенка заниматься у педагога, который ему не понравился как человек и профессионал.
В процессе своей работы педагог наблюдает, сравнивает, сопоставляет, размышляет, анализирует, обобщает, делает выводы. Он способен лучше отличить общее, главное от частного и второстепенного, он может развивать самобытность ученика и наметить индивидуальный путь его развития и совершенствования.
Наконец, педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость, справедливость и принципиальность, сильная воля и целеустремленность, выдержка, настойчивость, организаторские способности.
Опыт работы показывает, что в группе у педагога не может быть даже двух одинаковых учеников. Чтобы обеспечить оптимальные условия развития каждому из них, общие педагогические принципы обязательно должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода: то, что полезно одному, может навредить другому.
Индивидуальные особенности воспитанников с нарушением интеллекта бесконечно разнообразны. Существенные различия наблюдаются в их анатомо-физиологических данных, психических свойствах.
Опытные педагоги в своей повседневной практике изучают особенности и характеры своих обучающихся воспитанников и на этом основании ищут «ключ» к каждому из них, определяя те оптимальные методические средства, с помощью которых можно каждого ребёнка с ОВЗ научить трудиться с полной отдачей сил. Один для этой цели нуждается в поощрениях, к другому следует проявлять постоянную требовательность, третьему необходимо предоставить самостоятельность, и т. д.
Высшей формой проявления личностного подхода к обучающемуся является воспитание творческой индивидуальности. Изучив психические особенности каждого ученика, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, «непохожесть» на других и далее целенаправленно развивать творческую самостоятельность своих учеников, исходя из индивидуальных качеств.
В работе с воспитанниками с ОВЗ важно способствовать становлению личности, вооружить их той суммой знаний и умений, которые потребуются им в последующей самостоятельной, профессиональной работе.
Педагог XXI века – должен быть творческой личностью, грамотным и опытным, оптимистом и альтруистом, и конечно любить детей!
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь»
В. Ключевский.
Я очень люблю заниматься творчеством, передавая свои знания и умения детям, которые с огромной радостью и с большим интересом посещают мои занятия. Каждый ребенок талантлив, главное – помочь ему найти себя.
Наша задача – помочь ребёнку с ОВЗ развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности. Оказывается, чтобы быть руководителем кружка, недостаточно только самой хорошо знать свой предмет. Самое главное - научиться эти знания передавать обучающимся воспитанникам с нарушением интеллекта. Для этого нужно быть очень чутким, терпеливым, тактичным, быть профессионалом своего дела.
На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои обучающиеся такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время занятия, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие вызывают затруднения.
Одной из основ обучения в Новочеркасской школе-интернате №1 является личностно – ориентированная направленность.
Я хочу научить детей с ОВЗ видеть прекрасное, быть добрыми и честными. Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей с нарушением интеллекта уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.
Секрет детской любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка.
Творческой деятельностью я занималась ещё в школе. Любила рисовать, лепить, вязать, вышивать, в общем, делать всё своими руками. Одним словом, была рукодельницей. Но к профессии всей своей жизни я пришла не сразу. Долог и тернист был этот путь. После школы, в 1986 году, я закончила Донской ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт по специальности "Ветеринария", работала в ветеринарных лабораториях ветсанэкспертом и токсикологом. В 1995 году закончила Новочеркасский механико-технологический колледж им. Цюрупы по специальности «Правоведение». Но дорога по имени Жизнь привела меня в школу-интернат VIII вида №1 г. Новочеркасска, где я работаю в настоящее время. Работая в школе, закончила Новочеркасский промышленно гуманитарный колледж по специальности «Преподавание в начальных классах» и Московский социально-гуманитарный институт по специальности «Олигофренопедагогика».
Профессия, которую я выбрала в итоге, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Я 20 лет работаю руководителем кружка «Родник творчества» в Новочеркасской школе-интернате №1. Мне нравится моя работа. Я очень люблю заниматься творчеством, передавая свои знания и умения детям, которые с огромной радостью и с большим интересом посещают мои занятия. Каждый ребенок талантлив, главное – помочь ему найти себя. Работая с детьми с ОВЗ, я вижу, как увлеченные любимым делом дети расцветают, как горят их глаза, повышается самооценка и даже успеваемость в образовательной школе. Они приходят ко мне на занятия не потому, что у них просто есть свободное время, они приходят потому, что им это очень нравится. А что может быть лучшей оценкой педагогической деятельности, чем быть интересной своим ученикам!
Приходя в кружок по собственному выбору и желанию, в свободное от уроков время, воспитанники нашей школы занимаются привлекательным, любимым видом деятельности с целью самореализации своих возможностей и способностей. В условиях атмосферы доверия, свободы, творчества, самоуважения удается пробудить у ребенка с ОВЗ веру в самого себя, помочь ощутить свою ценность, свое достоинство, дать созидательный стимул: хочу, могу, делаю. В такой атмосфере легко формировать мотивацию обучающихся. Если у ребенка с нарушением появляется личностный смысл учебы, то процесс становится более полным и качественным. Считаю, что педагог на сегодняшний день – это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск мне как опытному педагогу присущ. В практической работе приходится наблюдать, копить свою собственную базу, не останавливаться на достигнутом, с доверием воспринимать новое в образовании. Если педагог хочет быть нужным, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после двух десятилетий работы. В моей работе нет жёстких правил, есть различные технологические приёмы, техники, освоив которые, воспитанники погружаются в мир фантазии и создания собственного образа изделия, ими движет единственное желание - сделать это красиво! Этот процесс созидания красоты и есть для меня самый сокровенный в зарождении творчески мыслящей личности ребёнка.
Современное дополнительное образование, в первую очередь, я вижу хорошо оснащенным по всем разделам. Это мобильное современное оборудование, квалифицированные педагоги.
Это и мастер – классы, фестивали, открытые занятия, мероприятия, праздники. У каждого педагога – ноутбук с выходом в Интернет.