Елена Мельникова
Эссе «Развитие физических качеств у дошкольников как средство коррекции нарушений речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Жан – Жак Руссо
Народная мудрость гласит: «Дети – наше богатство!» Эта истина неоспорима. Дети – это наша кровь, наша жизнь, наше будущее… И от того, каким будет физическое и психическое здоровье наших детей, зависит будущее всей страны, да и мира в целом.
Написано много книг, статей по проблеме сохранения и укрепления детского здоровья. И в наше время эта проблема не потеряла своей актуальности.
Публикация «Эссе „Развитие физических качеств у дошкольников как средство коррекции нарушений речи“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Эссе инструктора по физической культуре
- Темочки
Нужно признать, что, несмотря на все усилия родителей, педагогов и государства, тревожная тенденция ухудшения здоровья российских граждан в последние годы, и особенно, детей до 7 лет, приобретает повсеместный характер. Причин тому много - это и экологические, и социальные, и политические факторы. По данным министерства здравоохранения России, первая группа здоровья наблюдается только у 20% детей. А Евгений Ямбург, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ считает, что совершенно здоровых ребят намного меньше – всего 2,5%.
Работая с детьми – дошкольниками, мы понимаем, что человек может быть здоровым, только если овладеет мастерством укрепления и сохранения здоровья. Этому мастерству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. По утверждению доктора педагогических наук Л. В. Волошиной, дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в становлении человека. «Именно в этот период закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной деятельности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка».
Поэтому, каждому родителю и педагогу необходимо помнить о том, что только дошкольное детство - самое благодатное время для того, чтобы выработать у ребенка "правильные" ориентиры в жизни. Эти правила, в сочетании с обучением методам укрепления и сохранения здоровья, со временем будут иметь благоприятный результат.
В группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) приходят дети, которые часто болеют простудными заболеваниями и вирусными инфекциями, имеют неврологическую симптоматику. Недостаточность моторных навыков проявляется во всех частях двигательной сферы. Это проявляется как в целом, так и в механизме тонких движений кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике. Результаты обследования дошкольников 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи показали, что у более 60% воспитанников страдают такие двигательные способности, как скорость, ловкость, выносливость и сила.
Все это вызывает трудности в овладении письмом, рисованием, лепкой, влияет на формирование выразительности речи, правильного и четкого звукопроизношения. Существует прямая причинно – следственная связь между уровнями физического развития, двигательной активностью детей и их словарным запасом, мышлением и развитием речи.
Следовательно, очень важно своевременно организовать и систематизировать работу по развитию физических качеств у детей, потребности в здоровом образе жизни в пределах целостной системы коррекционно-развивающей работы.
Среди дошкольников немало детей, имеющих только речевые нарушения. Для них также характерна быстрая утомляемость, нарушение внимания, памяти, расстройства со стороны опорно - двигательного аппарата.
Из-за неврологической природы задержки развития речи, дети с таким диагнозом более подвержены стрессам, они неусидчивы, быстро утомляются на занятиях и теряют интерес к ним, часто болеют вирусными заболеваниями.
Поэтому, такие воспитанники чаще других пропускают коррекционные занятия в детском саду по исправлению нарушений речи. Это в дальнейшем приводит к трудностям в обучении в школе.
Родителям и педагогам детских садов очень важно быстрее адаптировать детей с речевыми нарушениями к условиям дошкольного образовательного учреждения, снизить стрессовую нагрузку, повысить уровень выносливости организма ребенка, развивать у детей такие физические качества, как быстроту, силу, ловкость. В итоге, это даст возможность ребенку с ТНР полноценно заниматься с педагогами по исправлению нарушений речи.
Что же может помочь детям с нарушениями речи развить физические качества? Наш опыт показывает, что необходимым условием для развития выносливости, быстроты, силы, ловкости у детей с нарушениями речи служит бег и ходьба на открытом воздухе. Такие виды нагрузки требуют соблюдения определенных правил. Например, бег и ходьба должны выполняться на улице, желательно по пересеченной местности; упражнения должны повторяться многократно (до 12 раз); нагрузка должна увеличиваться постепенно; обязателен положительный эмоциональный фон и запрет на насильственные занятия; необходимым условием является обязательное участие педагогов или родителей (личный пример).
Нельзя забывать и об одежде ребенка. Она должна быть легкой и удобной, соответствовать погодным условиям и всем требованиям гигиены.
Такая систематическая работа обязательно даст положительные результаты. Со временем детский организм привыкает к перепадам температур, к физической нагрузке. Дети значительно меньше болеют, а значит, не пропускают коррекционные занятия в детском саду по исправлению нарушений речи.
Литература:
1. Волошина Л. Н., Кудаланова Л. П. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья: учебно-методическое пособие / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова. – Белгород. : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 112с
2. Егоров Б. Б. Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник». – Москва; Самара: Научно-технический центр, 2020. - 196с.