куропятникова надежда
Эссе-рассуждение «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово. Первое слово. Дошкольный возраст, школьный, студенческий, взрослая жизнь. Везде и всегда слово служит нам для того, чтобы выразить себя и понять других, это способ беседовать, спорить, рассуждать, размышлять, возможность поделиться нашей радостью и горем, счастьем и бедой, наслаждением и страданием. Все мы знаем пословицу : «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», но почему-то в некоторых ситуациях напрочь все забываем и говорим близким людям обидные слова. Слово может причинить нам боль, разочаровать, обидеть.. Оно может потрясти массы людей и побудить к действию целые народы. Но нельзя забывать, что обычные, знакомые слова могут перевернуть в одно мгновение всю нашу жизнь, что слово у каждого из нас вызывает свои личные ассоциации, будит серию образов в нашем подсознании.
Публикация «Эссе-рассуждение „Слово не воробей, вылетит — не поймаешь“» размещена в разделах
Люди, пользуясь словами, чаще всего не задумываются о том, почему тот или иной предмет так называется. А ведь слова не появляются просто так, они продукт наших мыслей, переживаний, сомнений, стремлений к чему-то новому. Словами мы называем всё, что окружает нас в этом мире, да и сами они являются своеобразным, ещё до конца не изученным миром.
Владеть словом — это талант, который мы должны ценить в других и совершенствовать в себе, потому что именно красота слов может подчас творить с нами чудеса: убедить нас, утешить, успокоить, ободрить, вдохновить. Слова — это речь, которую мы слышим каждый день, без которой не представляем нашего существования, хотя в более обычном понимании слова — это книги, поскольку наиболее часто именно они дают нам возможность полностью ощутить прелесть родного языка.
Речь маленьких детей особенна.
Многие взрослые любят общаться с детьми. Вернее, им нравиться слушать, что говорят дети, как рассуждают, комментируют увиденное или услышанное. «Интересно, смешно, забавно» - так объясняют они свой интерес к детской речи. Ребёнок 3 -5 лет начинает обобщать и анализировать свою и чужую речь. У малыша появляется интерес к звукам родного языка. Он пробует экспериментировать и играть со словом, как предметом. Изменяя состав слова, ставя слово в один ряд с другими словами, ребёнок прислушивается к полученной комбинации звуков и слов. Он получает истинное наслаждение, если произнесённые им слова и фразы звучат красиво, если родители одобрительно улыбаются ему в ответ, хваля его. Тогда ребёнок при первом же удобном случае ещё раз продемонстрирует свою «находку» - слово, которое он недавно изобрёл. Но, если ребёнок в ответ услышит, что родители громко смеются над его словами, пересказывают знакомым то, что придумал малыш, он интуитивно начинает понимать, что сказал что – то неправильное, смешное. Затаённая обида на родителей, неуверенность в своих силах травмирует неокрепшую психику ребёнка и могут остаться у него на всю дальнейшую жизнь.
Работая в детском саду, я, с самого начала вхождения детей в мир ДОУ становлюсь невольным свидетелем речи малыша. Проводя большую часть времени (10-12 часов) в детском саду ребенок рано или поздно обязательно услышит дома или в социуме и повторит «ужасные слова», даже если родители дома этих слов не говорят.
Уберечь ребенка от «грязных» слов невозможно. Как бы родители ни ограничивали круг знакомств чада («С Олей не дружи, с Петей не играй», ни контролировали каждый его шаг, от жизни не уйти. Даже тот малыш, который ходит в самый элитный и престижный детский сад, порой может выдать так-о-ое!
Психологи не советуют ругать малыша за «площадные» слова хотя бы потому, что он еще не совсем осознает, что говорит, и не воспринимает ругательства как обозначения определенных «стыдных» частей тела. Ему просто нравится их звучание.
Но, если разобраться, слово, сказанное родителем малышу, бывает страшнее «грязных» слов малыша, которые ранят ребенка.
Отечественный педагог советского времени Макаренко в своих сочинениях рекомендует взрослым обратить внимание на слова, которые лучше не говорить детям.
Эти известные всем фразы кажутся безобидными. Они превратились чуть ли не в штампы отечественной традиции воспитания. И если бы взрослые знали, сколько обиды и страха они приносят малышам: «Саша воспитанный мальчик, а ты нет – мы не будем тебя любить», «Будешь баловаться – отдадим тебя в детский дом, чужим людям», «Не носись – шею свернешь»; «Будешь плохо есть – тебя любой поколотит»; «Не строй рожи – навсегда таким останешься», «Маше тоже три, а она уже моет руки сама!»; «Посмотри на мальчика – он никогда не дерется!», «Не съешь суп – домой не пойдешь; «Не уберешь игрушки – мультика дома не увидишь»
В память ребенку врезается только вторая часть конструкции: «упадешь», «не люблю», «поколотит», «навсегда останешься и т. д.». Взрослый человек может пропустить сказанное мимо ушей и не обратить внимания, детское же восприятие устроено по-другому. Однажды услышанные неприятные слова надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому, вскоре ребятенок делает вывод, что жизнь очень опасное мероприятие, где неприятности подстерегают на каждом шагу». Иногда, когда ребенок неправильно себя ведет, с родительских уст срываются фразы, о которых они потом вспоминают с сожалением. Все это должно дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка.
Слово служит нам для того, чтобы выразить себя и понять других, это способ беседовать, спорить, рассуждать, размышлять, возможность поделиться нашей радостью и горем, счастьем и бедой, наслаждением и страданием. В каждом слове скрыт какой-то глубинный, понятный лишь нам смысл, не потому ли, что слово — это своего рода искусство, нечто прекрасное, то, чем мы владеем каждый день, хотя и не всегда мы способны оценить и насладиться?
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.