Ольга Черняк
Эссе «Портрет педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
"Если мы удачно выберем труд, И вложим в него свою душу,
То счастье само отыщет нас"
К. Д. Ушинский
«Малые детишки – что частые звё здочки: и светят и радуют в тёмную ноченьку»,- говорит пословица. Наверно именно поэтому моя группа называется «Звездочки». Они звенят колокольчиками детского смеха, куплетами песенок о дружбе и топотом маленьких ножек. Они такие яркие, как радуга, нарисованная на альбомном листе, как карандаши в коробке, как множество разноцветных огоньков, украшающих ночной небосвод. Они спокойные и тихие, как мамина колыбельная, и такие шумные, как морские, игривые волны.
Публикация «Эссе „Портрет педагога“» размещена в разделах
Мои любимые малыши окружают меня утром, днём и вечером. Казалось бы, целый день, но он не простой, а волшебный. День заполнен разными играми, исследованиями, событиями, проблемными ситуациями, встречами, советами, смехом, удивлением, собраниями, консультациями, педагогическими советами, презентациями, праздниками, развлечениями, конкурсами, прогулками, походами, экскурсиями. Нет времени скучать, у меня интересная, увлекательная работа.
Я так хочу, чтобы «мои звездочки» стали успешными людьми.
Но для этого я должна быть успешным педагогом. «Если не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?», — считал древнекитайский философ и мудрец Конфуций. За многие годы работы воспитателем детского сада я научилась многому. Вспомнила детство. Научилась играть, потому что именно с помощью игры я нашла подход к детям.
Что значит быть успешным педагогом…
Можно скрепить целую цепочку из «золотых звеньев» успешности педагога…
Первое звено цепочки–это несомненно любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. На мой взгляд, воспитатель в душе всегда должен оставаться ребенком,иначе дети не примут, не пустят его в свой мир.
Второе звено— профессиональное мастерство. Общество развивается в стремительном темпе, воспитание и образование должны идти в ногу со временем. Современный педагог — это педагог, способный к проектированию и реализации социально-педагогических условий развития и становления человека. Ему присущи инновационный стиль мышления, потребность в самообразовании, в необходимости применять новые современные педагогические технологии.
Третье звено - я поставлю творческий поиск. Воспитателю постоянно приходиться искать наиболее оптимальные решения педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Все это требует от современного педагога самостоятельности, находчивости, способности к творчеству. «В своей основе педагогический труд — это настоящий творческий труд и стоит близко к научному исследованию,» — писал выдающийся советский писатель и педагог В. А. Сухомлинский.
В следующее звено успешности современного педагога я поставлю, как социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей я работаю не одна: второй воспитатель, музыкальный руководитель. Успех нашей совместной деятельности в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, готовность оказать помощь в работе. Наличие таких качеств положительно повлияет на эффективность педагогической работы.
Еще одно звено— эмоциональная выразительность. Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий- развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени будут способствовать именно такие качества.
Растет моя цепочка успешности. Вот еще одна— эмоциональная устойчивость, сдержанность, терпение. Способность воспитателя управлять собой, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей играет важную роль в воспитании детей.
Важными обозначу, как тактичность, юмор, оптимизм. Слово «такт» (от лат. tactus — прикосновение, ощущение) означает чувство меры, создающее умение держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.
Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка. О значении юмора и оптимизма для успешности педагога известный отечественный врач и педагог Е. А. Аркин отметил так: «Не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей его работы связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах. Педагог должен осознать огромное плодотворное значение жизненного оптимизма для воспитательной работы и культивировать его в себе».
Я думаю, что я сделала себе эту цепочку. Я могу считать себя успешным воспитателем и счастливым человеком, потому что у меня есть моя любимая работа, дети которые любят, ждут и радуют меня каждый день.
Своё эссе хочется закончить словами И. Гете: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.». Надеюсь, что это имя я могу заслужить.