МААМ-картинки

Эссе по возрастной психологии

Елена Котова
Эссе по возрастной психологии
▼ Скачать + Заказать документы

Всю нашу жизнь можно сравнить с путешествием по волшебному царству, каждый раз открывая заветную дверцу мы находим что- то новое ранее неизвестное. Порой, мы с тревогой смотрим на наших детей и нам так хочется понять, что происходит у них внутри. Если вчера он бежал к вам, запрыгивал на руки, чтоб рассказать, как прошел день, то сегодня он становится более замкнутым. У него появляются новые друзья; меняется вся социальная ситуация в которой он находится, что безусловно, отражается в его интересах, поведении, наклонностях.

Публикация «Эссе по возрастной психологии» размещена в разделах

Начало обучения в школе можно сравнить с восхождением по волшебной лестнице, которая ведет его в новую страну. Поднявшись по этой лестнице, вооружившись определенной суммой знаний, ребенок переходит на новую ступень своего развития.

Я считаю, это долгожданная ступень в развитии ребенка. Каждый родитель, воспитатель наверняка замечал, что уже с подготовительной группы в детском саду ребенок «рвется» в школу, ему не терпится поскорее закончить детский сад, возникают новые потребности, потребности в учении. И ребенок с гордостью говорит своим товарищам по – младше: «Я скоро пойду в школу».

В первую очередь ему это интересно на данный момент. Меняется ведущий вид деятельности ребенка. Если раньше игра была на первом месте и ребенок посвящал ей большинство своего времени, то сейчас первенство занимает учебная деятельность, в процессе которой, ребенок должен овладевать определенными знаниями, умениями, навыками, что вызывает определенный дискомфорт. Возможно, ребенок находясь в детском саду, воспринимает школу, как определенную сюжетно-ролевую игру, но с другими правилами, и участниками, а сталкиваясь с действительностью начинает ощущать определенные неудобства, которые тем не менее быстро проходят. Он перестраивается и теперь все посвящено учебной деятельности и доминирующим мотивом становится получение хорошей оценки.

Не мало важную роль в изменении мира ребенка является смена режима дня. И ребенку достаточно сложно в первое время привыкнуть «делать все по расписанию», а не тогда, когда ему этого хочется, как он привык делать в дошкольном возрасте. И поэтому спустя некоторое время мы часто слышим, что ребенок хочет вернуться обратно в сад, потому что это для него родной мир, где ему все знакомо и привычно.

Также в младшем школьном возрасте меняется сама система социального окружения, если раньше ребенок общался со сверстниками, родители были определенным образцом для него, то теперь его мир перестраивается, переходит на новый уровень. В школе построена система определенных отношений, и ее носителем является учитель. Ребенок начинает ориентироваться на учителя, концентрироваться возле него. Учитель ставит оценки от которых так зависим ребенок на данном этапе. Вспомните себя, сколько было радости когда учитель ставил пятерку, мы летели домой, зная, что нас похвалят, дадут что -нибудь вкусненькое. Но были ведь и дети которые, получали плохие оценки, и которые знали, что дома их поругают, что с ними не будут играть, общаться сверстники. И поэтому, я считаю, что слабость оценочной системы в том, что очень часто она навешивает определенные ярлыки на учеников «ты двоечник –значит ты плохой», и наоборот. Безусловно, это оставляет далеко не положительный отпечаток на развитии ребенка в целом. Да и в целом получается ребенок на данном этапе учится чтоб получить хорошую оценку, о полученной сумме знаний ребенок задумается намного позже, потому что для него это сейчас не важно.

И перед маленьким человечком становятся определенные задачи, такие как овладение знаниями, умениями, навыками. Для достижения которых у ребенка должна быть определенная мотивация и в зависимости от внутреннего восприятии, мироощущения ребенок будет чаще склоняться к тому или иному мотиву, например, он хочет получить хорошую оценку, чтоб порадовать родителей, услышать похвалу учителя, а другой ребенок будет отталкиваться совсем от других побуждений – он хочет усвоить материал, который ему интересен.

Но так или иначе вступление на новую ступень развития, влечет за собой изменения и свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Да, не все дети быстро принимают новые обстоятельства, но большинство детей уже к ней готовы и с удовольствием включаются в учебную деятельность.

Если касаться кризиса семи лет, то об этом можно говорить весьма относительно, он носит условный характер, так как дети в целом достаточно быстро привыкают к новым условиям.

Но что же еще таит в себе внутренний мир младшего школьника? Ведь этот мир становится с каждым днем все больше, все интереснее и с каждым днем в него становится все труднее заглянуть…

Давайте приоткроем еще одну волшебную дверцу?

Как мы уже говорили, у ребенка сменился ведущий вид деятельности, но игра не может ведь так быстро уйти из мира маленького школьника и поэтому она тесно переплетается с другими видами деятельности: она словно лучики солнца пронизывает все чем ребенок занимается. Меняется сам характер игровой деятельности. Если раньше ребенка увлекал сам процесс игры, то теперь возрастает значение игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные). Наверное многие замечали, что игра носит более скрытый характер,т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения.

Родители, учителя, сверстники, словно художники, пишут новые образы на картине развития ребенка.

И наше дети, словно деревце весной, начинают распускаться появляются многие изменения в разных сферах ребенка.

На этом этапе развития большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Его память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Прежде всего это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Еще большие изменения мы наблюдаем в восприятии. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

Безусловно, мы можем рассмотреть еще и волю, ее развитию способствует учебная деятельность, которая требует внутренней дисциплины. Именно в этот промежуток развития у ребенка возникает способность к самоорганизации, повышается самоконтроль, самооценка, формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах. И если в первом классе мы могли наблюдать, что ребенок, которому просто не интересно, отвлекается, нарушает дисциплину, то теперь он придерживается определенным правилам, более выдержан, усидчив, что тоже говорит о его развитии.

Что же еще происходит на нашем деревце? Распускается и еще один цветочек – мышление. В этом возрасте происходят существенные изменения в области мышления. Познавательная активность начинает активно развиваться. Это выражается в том, что ребенок задает много вопросов и интересуется всем вокруг.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Преобладает принцип –наглядности.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Рубеж 4-5-го классов, по свидетельству многих педагогов и психологов, характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе, к самому процессу обучения. Все это формирует негативное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять домашние задания; начинаются конфликты с учителями, нарушаются правила поведения в школе.

Причины негативных проявлений неудовлетворенности детей учением, во-первых, могут быть связаны с особенностями работы педагогов. Так, учителя третьеклассников нередко продолжают вести обучение своих воспитанников, руководствуясь теми же принципами, что и при работе в 1–2 классах, не способствуя развитию активности и инициативности школьников, творческому осмыслению ими сообщаемых знаний, развитию креативности. Во-вторых, это причины, вызванные особенностями развития детей в данном возрасте.

Человек на протяжении всей жизни нуждается в безусловном принятии и любви, это жизненно необходимо каждому для того, чтобы стать успешным, уверенным, гармонично развитым, но у детей эта потребность развита сильнее. В младшем школьном возрасте она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.

Также, в младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д. Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим».

Рассматривая младший школьный возраст, мы можем сравнить его с великолепным царством на весенней, солнышком пригретой поляне. Поднимаясь по лестнице волшебного замка ребенок приобретает с каждой ступенькой что – то новое, неведомое ранее. Солнышко светит и все еще греет его, а мы помним, что с ним у нас ассоциировались игры, ну и конечно наше волшебное деревце, каждый распустившийся цветок –это новые изменения в психологическом, психическом развитии наших детей. И во многом, какой пейзаж у нас с вами вырисовывается на данном этапе и будет зависеть какая картина получится в итоге…

Публикации по теме:

Песня про воспитателей, на мотив: «Ежедневно меняется мода» Песня про воспитателей на мотив "Ежедневно меняется мода" 1куплет: Ежедневно приходим мы в садик, нас ребята встречают гурьбой. задают по.

Театр как средство развития дошкольников Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе по возрастной психологии
Опубликовано: 26 октября 2014 в 15:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе по возрастной психологии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Котова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД