Надежда Дятлова
Эссе «Формирование речевой культуры у ребенка как одно из условий успешной социализации личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Анна Ахматова
Ещё будучи первоклашкой, я с любопытством заглядывала в класс моей школы и с нетерпением ждала начала урока. С большим уважением вспоминаю своих талантливых учителей, благодаря которым и определилась со своей будущей профессией – стать педагогом. И не только я, но и мои сестры: одна – учитель-филолог, другая – воспитатель, да и самую старшую можно назвать так, ведь она воспитала троих детей, а ее старший сын – студент педагогического университета. В нашей маленькой сельской школе было интересно, тепло и уютно, может быть, поэтому многие выпускники и стали педагогами, стараясь быть похожими на своих любимых учителей. Так получилось, что в детстве я не ходила в детский сад, поэтому сейчас, во взрослой жизни, наслаждаюсь играми, детскими праздниками и развлечениями в детском саду, ставшем моим вторым домом.
Публикация «Эссе „Формирование речевой культуры у ребенка как одно из условий успешной социализации личности“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Работая после окончания университета в школе учителем начальных классов, часто обращала внимание на то, что мои ученики не умеют выражать словами свои мысли, строить предложения, красиво и логически верно излагать текст литературного произведения. И речь моих подопечных нередко сопровождается жестами. Я задавала себе вопрос: почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Не помню, в какой методичке я случайно наткнулась на изречение И. М. Сеченова, который писал: " Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями".
Затем практически похожую мысль я прочитала в статье доктора психологических наук Л. В. Антаковой-Фоминой, которая приводила исследования академика Павлова, утверждающего, что «Речь, - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Исследователи, обращаясь к анатомическим отношениям, обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
И для себя я сделала вывод, что начиная развивать с раннего возраста пальчики ребёнка, возможно развить и речь малыша.
Многим из нас (мамам и папам, бабушкам и дедушкам) знакомы с детства забавные потешки «Идет коза рогатая…», «Сорока – белобока кашку варила…», «Ладушки», которые передаются из поколения в поколение, и доставляют огромное удовольствие как взрослым, так и малышам. Эти чудеса народной педагогики и есть первые пальчиковые игры, которые несколько веков назад наши бабушки и нянюшки использовали интуитивно, а сегодня они – важная часть работы по развитию мелкой моторики у детей, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а позже – к письму.
С волнением смотрю свою 5-летнюю дочку Наталью, когда она, рассаживая свои игрушки, начинает воспитывать их, подражая своей любимой воспитательнице, передавая интонацию, речь, жесты Валентины Кузьминичны. Хочу ли я, чтобы она продолжила мое дело? Но знаю точно, что благодаря ей, я абсолютно по-другому взглянула на проблемы развития детей, в том числе и на проблему развития речи у моих воспитанников.
Я поняла, что речь - это как раз то, над чем нужно работать каждый день, а не сидеть и ждать, когда малыш заговорит, ведь от умения общаться со сверстниками, взрослыми на понятном для них языке (грамотно, без искажённых звуков) зависит комфортное состояние ребенка в социуме, его общее интеллектуальное развитие.
Мы растем вместе: и моя родная девочка, и 20 вовсе не «чужих», а «моих» ребятишек.
И, опираясь на мой опыт педагогической работы в детском саду, я и решила, что, только развивая речь вкупе с развитием мелкой моторики рук моих ребятишек, можно добиться высоких результатов в воспитании самодостаточных, интеллектуально развитых членов нашего общества.
И нашла решение данной наболевшей проблемы в организации кружка «Умелые ручки».
Вот и мы с моими ребятишками и тренируем наши пальчики, чтобы развивалась речь: делаем поделки из ватных палочек, из природного и бросового материала, создаем панно, поздравительные открытки к праздникам и многое другое.
Их изготовление сопровождаем речью: отгадываем загадки, на отдыхе выполняем логоритмические упражнения, пальчиковые песенки-игры, ребята сочиняют сказки с готовыми поделками. И вот совсем недавно придуманная моим воспитанником и его мамой сказка вошла в сборник «Добрые сказки» в книжке – раскраске. К нашей гордости и всеобщей радости на городском творческом конкурсе "Добрая сказка доброго сердца" мы стали лучшими.
Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.
Ведь не зря выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
У меня есть намерение видеть своих детей здоровыми, добрыми, творческими, с развитой речью, успешными. И день за днем оно осуществляется, когда ребята придумывают поделки во время нашего кружка, когда малыши сочиняют сказки о добре, с радостью бегут вечером к родителям и рассказывают стихотворение, которое выучили днем, говорят о том, что видели интересного на прогулке (как защищали жука от злого мальчишки, понимая ценность жизни каждого, когда начинают правильно произносить звуки в словах и отвечают на вопросы, составляя полные предложения, занимаются словотворчеством - значит, не напрасны мои усилия и усилия моих воспитанников, мы на верном пути. И я счастлива, что у меня есть мои дети, моя работа.
Хочется, чтобы и родители моих двадцати детишек шли навстречу, понимали, что необходимо прилагать немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно; проводили меньше времени около телевизора, компьютера, больше читали с детьми и обсуждали художественную и энциклопедическую литературу, не отмахивались от детских вопросов, чаще лепили, рисовали, вырезали.
Я всегда призываю мам и пап использовать любую свободную минуту для общения с ребёнком, обеспечить маленькому гению разнообразие в материале для развития пальчиков: конструкторы, пазлы, игры-вкладыши, мозаику, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Говорю при малейшей возможности о необходимости и важности лепки из пластилина и солёного теста, рисования пальчиками, пальчиковыми красками, нанизывания бусинок на шнурок, вышивания.
И я надеюсь, что мои старания и усилия моих помощников – родителей воспитанников не пройдут даром – дети научатся понятно, красиво, грамотно говорить, будут комфортно чувствовать себя в этом, пока не всегда понятном им, мире сверстников и взрослых.