Приложение МААМ

Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»

Маргарита Александровна Ветрук
Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»
▼ Скачать + Заказать документы

Любой человек есть дерево, которое живет, растет, цветет, дает плоды. Но как же появилось это дерево? Из семени. Со временем семя превращается в росточек, пробивается к свету, солнцу, но все же держится за почву корнями, уходя далеко вглубь. Семя-это начало существования дерева, от которого зависит вся его дальнейшая жизнь. Воспитатель в детском саду – это начало, ключ к двери, за которой скрывается наше будущее. Должна педагогика быть искусством, или она стоит в одном ряду с другими науками, такими как астрономия, химия и биофизика?

Публикация «Эссе „Педагогика — это наука или искусство?“» размещена в разделах

Даже не вдаваясь в длительные размышления, мне хочется сказать: безусловно, педагогика это и наука, и искусство. Спорить с тем, что педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже никто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Мнения на этот счёт различны.

Так, например, профессор Пискунов А. И. говорил: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». Ушинский К. Д. отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.

Но ведь с другой стороны, все люди — разные, к каждому нужен определенный подход. Кто-то лучше воспринимает информацию зрительно, а кто-то — на слух, так же и форма подачи материала тоже может быть разной — одним нужен четко составленный план с основными пунктами, а другим — диалог с педагогом.

Подводя итог сказанному, хочу обратиться к словам Д. Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?

Своим происхождением педагогическая профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство.

И разве не искусство — умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

А основа педагогического мастерства — знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть наука.

Нельзя представить деревце без семени, а человека без педагога. А для того, чтобы взращивать чью-то душу, необходимо быть творцом, а творцами не становятся, ими рождаются. И это непростое искусство!

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группыКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Фото-видео зарисовка о фестивале «Наука на грани искусства»Фото-видео зарисовка о фестивале «Наука на грани искусства» Интерактивная площадка фестиваля О том, может ли наука вызывать разные эмоции, уже и спорить неприлично - настолько показательно научные.

Проект «Мягкая педагогика»Проект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Наука добрых дел Никто не будет спорить, как важно формировать у дошкольников устойчивую потребность в получении знаний, в проявлении добра, милосердия,.

Консультация для детей и взрослых «Наука мытья рук»Консультация для детей и взрослых «Наука мытья рук» Наука мытья рук! Постоянно надо мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Но.

Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука» Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука»«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 12:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Александровна Ветрук (УИ 2622708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД