Маргарита Александровна Ветрук
Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»
▼ Скачать + Заказать документы
Любой человек есть дерево, которое живет, растет, цветет, дает плоды. Но как же появилось это дерево? Из семени. Со временем семя превращается в росточек, пробивается к свету, солнцу, но все же держится за почву корнями, уходя далеко вглубь. Семя-это начало существования дерева, от которого зависит вся его дальнейшая жизнь. Воспитатель в детском саду – это начало, ключ к двери, за которой скрывается наше будущее. Должна педагогика быть искусством, или она стоит в одном ряду с другими науками, такими как астрономия, химия и биофизика?
Публикация «Эссе „Педагогика — это наука или искусство?“» размещена в разделах
Даже не вдаваясь в длительные размышления, мне хочется сказать: безусловно, педагогика это и наука, и искусство. Спорить с тем, что педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже никто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Мнения на этот счёт различны.
Так, например, профессор Пискунов А. И. говорил: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». Ушинский К. Д. отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
Но ведь с другой стороны, все люди — разные, к каждому нужен определенный подход. Кто-то лучше воспринимает информацию зрительно, а кто-то — на слух, так же и форма подачи материала тоже может быть разной — одним нужен четко составленный план с основными пунктами, а другим — диалог с педагогом.
Подводя итог сказанному, хочу обратиться к словам Д. Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?
Своим происхождением педагогическая профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство.
И разве не искусство — умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
А основа педагогического мастерства — знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть наука.
Нельзя представить деревце без семени, а человека без педагога. А для того, чтобы взращивать чью-то душу, необходимо быть творцом, а творцами не становятся, ими рождаются. И это непростое искусство!