Марина Кузнецова
Эссе «Особенности порождения и восприятия речевого высказывания лиц с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ученые разных стран занимаются изучением теории порождения и восприятия речевого высказывания. Всего создано несколько десятков «моделей» процесса порождения. Наиболее открытой, базовой, относительно простой, наглядной и структурной является модель, предложенная Алексеем Алексеевичем Леонтьевым. По мнению Т. В. Ахутиной, ее отличительными признаками являются гармоническое сочетание глубокого научного анализа и относительной простоты, наглядность изложения предметного содержания, цельность и четкое структурное построение.
По модели А. А. Леонтьева, процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (фаз).
Публикация «Эссе „Особенности порождения и восприятия речевого высказывания лиц с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) — направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (здесь — на предмет речевой деятельности).
Второй этап - этап замысла — мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, трансформируется в обобщенную смысловую схему высказывания. На этом этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется, о чем нужно сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно нужно сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) — рема высказывания.
Третий этап - ключевой - этап порождения речи — этап внутреннего программирования, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.
На этом этапе субъектом речевой деятельности принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания — фазе его внешней реализации.
Пятый этап - Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации во внешнем плане (во внешней речи). Данный этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов, операций продуцирования целых семантических звукокомплексов (слов, операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо - ритмической автоматизированных программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.
Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития (далее детей с ЗПР).
Речевое развитие для детей с ЗПР характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. Нельзя не отметить недостаточную отчетливость, «смазанность» речи большинства этих дошкольников.
Для этих детей очень резко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающих общие понятия, трудности активизации словарного запаса. К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников.
Специфические особенности общения дошкольников рассматриваемой категории обусловлена системным недоразвитием речи, проявляющимся в совокупности фонетических, лексических, грамматических и синтаксических нарушений. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.
Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.
Речь ребенка с ЗПР характеризуется наличием необоснованных длительных пауз, не сформирован процесс интонационной выразительности речи. Детям трудно не только различать интонацию предложения, самостоятельно ее воспроизводить, но и имитировать различные виды интонационных структур.
Словарь детей с ЗПР беден и представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой. Имеют место неверное понимание и неточное употребление многих слов. В речи недостаточно представлены прилагательные, местоимения, наречия.
Для полноценного общения необходимо развитие диалогической и монологической речи. В исследованиях отмечается неумение детей с ЗПР связно рассказать о чем- либо, что затрудняет процесс общения. У детей с ЗПР снижена возможность связного изложения: высказывания малы по объему, в них воспроизводится незначительное количество логических звеньев, нередко пропускаются основные звенья информации, нарушается передача смысла от предложения к предложению, много повторов, пауз. Изучение монологической речи детей показывает, что речь их носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к контекстной речи.
При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи.
Рассмотрим модель порождения высказывания на ситуации: «Песочница у дома, играют девочка и мальчик. Мальчик строит башню из песка. У девочки есть две лопатки, у мальчика нет. Мальчику нужна лопатка. Мальчик попросит ее у девочки». Мальчик- ребенок с ЗПР, 5 лет.
Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив.
1 этап – МОТИВ. Здесь мотив очевиден: «хочу построить башню». Этот этап характеризуется настроем на ту или иную коммуникативную ситуацию. Здесь ситуация просьбы.
2 этап – ЗАМЫСЕЛ о чем: «о башенке»,
Что: «что нужно, чтоб построить башню»
3 этап – ЭТАП ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Программирование высказывания в целом (как текста, где определяется смысловая последовательность (начало, середина, конец):
На данном этапе человек определяет, что он будет говорить. Формируется целостная, хотя диффузная и неотчётливая, семантическая картина будущего высказывания. Т. е. смысл есть, слов и синтаксиса нет.
В нашей ситуации: «нужно что то, для стройки», «есть у девочки лопатка», «лопатка поможет», «Возьму у нее».
Дети с ЗПР не умеют четко и правильно сформировать и сформулировать мысль. Мальчик думает долго, что ему может помочь. Возможно, про лопатку подумает в самый последний момент.
4 этап – ЭТАП ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ.
Мальчик начинает подбирать слова. У детей с ЗПР причина ошибок в выборе слов – бедность словаря и его низкая мобильность.
Ошибки в порядке слов объясняются недостаточным автоматизмом навыков в развёртывании синтаксических конструкций и слабым самоконтролем
«Дай/вопатка/девочка»
5 этап – ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ
На предыдущем этапе были обозначены ориентиры для создания двигательной программы, которая складывается на основе артикуляционных признаков. Из речедвигательной памяти извлекаются «шаблоны» слов. И далее реализуется двигательная программа с помощью операций внешнего оформления речи. Используются голосовые, темпо-ритмические, артикуляционно-фонетические и просодические средства.
С учетом структуры дефекта мальчик скажет: «Дай вопатку», при этом жестом укажет на лопатку.
Фраза будет построена, как требование, а не как просьба.
Интонационного оформления речи не будет. Звукопроизношение нарушено. Высказывание мало по объему, речь несет ситуативный характер.
У детей с ЗПР возникают трудности в планировании и развертывании речевого высказывания.