Татьяна Щербань
Эссе «Одаренные и отстающие дети в одном классе: проблемы и решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Не бывает хороших и плохих детей. Все дети являются уникальными личностями со своими желаниями, эмоциями и внутренним миром с которым нам взрослым необходимо считаться. К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. В классе условно разделить детей можно их на две группы:
1. Требующие постоянной дополнительной помощи.
2. Способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказать помощь товарищам.
Публикация «Эссе „Одаренные и отстающие дети в одном классе: проблемы и решения“» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Дети первой группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы: постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания, порой в ущерб остальным учащимся.
Дети второй группы обладают «академической одаренностью». Это единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий. Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.
Ключ к проблеме обучения одарённых детей в работе учителя – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога – привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, что одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
В работе с отстающими школьниками на первый план необходимо поставить воспитательные и развивающие педагогические воздействия:
восполнение пробелов в их учебной подготовке и одновременно развитие познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Перед ними ставятся такие задачи, чтобы была возможность достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению.
Решать возникшие проблемы одаренности и отставания возможно при использовании педагогики ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). На сегодняшний день ТРИЗ-педагогика – инновационное педагогическое направление, как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности ученика. В основе ТРИЗ -педагогики положен проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач.
Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач. Так, в качестве объекта для младших школьников выступает конкретный предмет или явление природы, творческие задания представляют собой проблемный вопрос или проблемную ситуацию, которые предполагают применение методов перебора вариантов и неалгоритмических методов активизации творческой деятельности. Для обучения старшеклассников накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес; творческие задания могут содержать явные или скрытые противоречия, предполагающие осознанное применение алгоритмических процедур.
«Учись мыслить смело!» - вот основная идея данной педагогической системы. Те, кто один раз столкнулись с ТРИЗ, не только начинают иначе мыслить и решать поставленные задачи, но и значительно меняют отношение к миру.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для одаренного и отстающего ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.