Шолпан Пустогачева
Эссе «Обучая, учусь»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучая, учусь.
Сенека
«Обучая, учусь» – смысл данной формулы жизни кажется простым и понятным. Но эта простота обманчива, она несёт в себе глубокие и жизненно важные ключи, которые помогают нам открывать двери к новым свершениям.
Про себя могу сказать, что я «вечный студент». Сначала педколледж, где получила фундаментальные и устойчивые знания в дошкольной педагогике, и дополнительно преподавателя английского языка. Потом педуниверситет, где открыла для себя Китай изнутри, изучая его язык. Будучи окрыленной своими знаниями, начала преподавательскую деятельность. Почему-то полного удовлетворения от своей работы не получала, и решила сменить профессию, поступив на юриста. Планы после окончания были грандиозные, но никак не связанные со школой, тем более с работой воспитателя. С появлением дочери, весь мир перевернулся, главным для меня стали не мои амбиции, а будущее моего ребенка, его социализация и умственное развитие. В голове всплыли все знания, полученные в колледже, даже не пришлось специальной литературой пользоваться для воспитания. И здесь мой когда-то затухший огонёк «любви к воспитанию» загорелся с новой силой. Мой ребенок научил меня терпению и умению радоваться с такой же наивностью ко всему обыденному и простому. Можно с гордостью сказать, что моя дочка вернула мне мою мечту. И вот уже год передаю свои знания главным жителям нашей республики – детям.
Публикация «Эссе „Обучая, учусь“» размещена в разделах
Сегодняшнее состояние системы дошкольного воспитания характеризуется словами «взрыв, скачок». Рынок образовательных услуг предлагает огромное количество программ, различных методик воспитания и обучения. Общество может заботиться о качестве образования, распространяя тысячи методик и рекомендаций теоретиков, психологов, врачей, но в конечном итоге главная роль отводится тем, кто фактически участвует в педагогическом процессе.
И в первую очередь, перед тем как приступить к работе директор нашего детского сада отправила меня на курсы преподавания ментальной арифметике. С интересом и энтузиазмом начала обучение, а потом и преподавание. Мне пришлось многое перестроить в своей работе, чтобы гармонично и правильно сочетать традиционные и инновационные методы обучения и воспитания современного поколения детей.
Для воспитателя «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь его может тот, кто сам горит!» Так гласит древняя мудрость. Моя задача – заполнить этот огонь добром, милосердием, творчеством, чтобы эти зажигающиеся искорки несли не только красоту, но и были полезным и востребованным для нашего общества. Я уверена, что профессия, определяющая своим содержанием прошлое, настоящее и будущее человека и всего человечества, подобна профессии художника. И главная награда для меня в моей работе – улыбка на лицах детей и благодарный взгляд родителей.
Любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой – вот три основных кита для воспитателя прошлого, настоящего и будущего.
И важно помнить вечную заповедь: не навреди. Ведь душа ребёнка – это не каменистая почва, а цветок, которому необходимо помочь раскрыться. И, более того, необходимо научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить самим знания.
Вот поэтому наша задача заключается в том, чтобы не просто привить тягу к самопознанию, а раскрыть творческий потенциал.
Мне нравится то, что в этой профессии невозможно стоять на месте, здесь нужно постоянно «расти», как растут дети, пришедшие в детский сад.
Когда видишь, с какой радостью тебя встречают малыши, как широко открываются глазёнки навстречу чему-то новому, как этим замечательным почемучкам всё на свете интересно, понимаешь, какая великая сила и ответственность находится в твоих руках. Но выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные.
Всю свою энергию я направляю на создание вокруг каждого ребенка атмосферы любви и взаимопонимания, так как убеждена, что только это способствует раскрытию индивидуальности. Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе.
Первостепенной моей задачей в нашем детском саду является помощь малышам в адаптации. Это и очень сложный этап, и самый интересный. Когда плачущий карапуз не хочет отпускать маму на работу, нужно собрать все свои силы, умения, вспомнить приемы и методы, набраться терпения, чтобы сделать пребывание малыша комфортным, уютным. Как приятно видеть, какой это бальзам на душу, когда через некоторое время ребенок уже идет к тебе на руки, тянется, как к близкому человеку. Уже и с мамой легче расстается. Особенно, когда они называют тебя «мама». Это значит, доверяет, а воспитатель – не чужой человек. Удовлетворение и осознание правильности моего выбора появилось тогда, когда я поняла, что дети меня любят и так же, как и я, когда-то, с удовольствием ходят в наш детский сад. Признание родителей и коллег укрепили мою уверенность в том, что я на своем месте.
В своей работе, помимо традиционных, использую новые и интересные методы, приемы, чтобы заинтересовать детей, найти к каждому малышу индивидуальный подход. Они ведь все такие разные, забавные, удивительные. Какую профессию они выберут, кем станут дети в будущем, я не знаю. Но точно знаю, что моя практическая задача – показать ребенку, что он кладезь возможностей, помочь поверить ему в себя, получать радость от своего творчества.
Я отдаю детям тепло своей души, свои знания, приобщаю их к сотворчеству. Стараюсь понять чувства каждого ребенка и в каждом ребенке увидеть что-то особенное, индивидуальное. Взамен они меня учат радоваться любым незначительным приятным моментам, таким, как хорошая погода, красивый цветочек или летящая бабочка.
Ответственность педагога всегда была исключительной, но с учетом современных требований к дошкольному образованию она существенно возрастает. Джон Дьюи писал: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Я считаю, что современный педагог – это человек, сочетающий в себе черты наставника, друга, психолога, артиста, поэтому ежедневно стараюсь совершенствовать свое педагогическое мастерство, трудиться с полной отдачей сил, пополнять и обновлять свои профессиональные качества.
Придя в детский сад, помимо работы воспитателя параллельно осваиваю профессию старшего воспитателя. Эта профессия очень ответственна, потому что старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов, постоянно заниматься самообразованием и побуждать к этому воспитателей. Старший воспитатель – это человек, который является образцом поведения, мыслей, суждений! Поэтому необходимо с большой ответственностью подходить к выбору слов, следить за интонацией и мимикой. А это, иногда бывает, очень непросто! Это качество наставника приходит с опытом! Годами мы можем и должны оттачивать свое мастерство, но достичь совершенства практически невозможно! Ведь, работая с детьми, никогда не знаешь, о чем тебя может спросить ребенок и как поведет себя в определенной ситуации, какие эмоции покажет. За это я и люблю свою профессию – в ней нет шаблонов и готовых заготовок, всегда есть к чему стремиться, и нет предела мастерству и самосовершенствованию.
Задача воспитателя – не состоит в том, чтобы дать ребенку определенный набор знаний, умений и навыков. Помимо этого нужно найти путь к сердцу ребенка. А задача старшего воспитателя научить этому молодых специалистов.
Старшему воспитателю необходимо идти в ногу со временем, осваивать информационно-коммуникативные технологии, посещать различные семинары, принимать участие в круглых столах и конкурсах. Этим и интересна моя работа!
Я люблю свою работу за то, что каждое утро с удовольствием иду в детский сад, чтобы встретиться с коллегами, обсудить запланированные мероприятия, подготовить и провести праздники. Сегодня для меня старший воспитатель – это не просто профессия, это мой мир, в котором, отдавая частичку своего сердца, получаешь в сто раз больше. Это особый мир, где есть уникальная возможность, независимо от возраста, сохранить радужный взгляд на действительность! Во взрослой жизни у нас меняются мерки радости и печали, а дети искренне радуются мелочам, тем самым делая нашу жизнь ярче! Это мир, в котором закладывается основа личности ребенка.
Свое предназначение вижу в умении развивать в ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих, сделать все от меня зависящее, чтобы помочь ему стать успешным гражданином, любящим свой дом, Родину, профессию, все, что окружает его. Очень важно, чтобы каждый ребенок ощущал чувство победы, и своего (пусть маленького) личного успеха. Ведь только с успехом приходит желание идти дальше, узнать больше, сделать лучше.
Работая в детском саду, каждый мой день неповторим и уникален! Каждый день это искренние детские эмоции, завораживающий звонкий смех и доверительный взгляд, который ждет от тебя одобрения!
Я горжусь своей профессией. Она не позволяет мне тухнуть в офисе, я нахожусь в постоянном поиске новых изобретений педагогики, живу в ритме детства. Горжусь доверием детей, достижениями каждого ребенка, возможностью воспитания поколения нашего будущего.