Наталья Фомина
Эссе «Необходимость методической работы»
Эссе «Необходимость методической работы»
Современная дошкольная образовательная организация последовательно и необратимо идет по пути преобразований, переживает интереснейший период своего развития. Ключевой идеей стало ее развитие, охватившее все категории педагогических кадров. Идёт процесс повышения требований к личным качествам человека и профессиональным. Таким образом, главной фигурой организованного образовательного пространства дошкольной организации является педагог, обладающий основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения дошкольников; организации образовательной деятельности; осуществлении взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении современными педагогическими технологиями.
Публикация «Эссе „Необходимость методической работы“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В связи с этим становится очевидным, что непрерывное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования является объективно необходимым. Достижение данной цели в основном зависит от способности педагога реализовать свой внутренний потенциал в деятельный. Мне кажется, что именно от методистов, старших воспитателей, от их личностных качеств и от их отношения к каждому конкретному педагогу зависит расцвет педагогического творчества. Кроме того, именно методисты должны быть впереди всех педагогов в освоении и пропаганде современных образовательных технологий, в продвижении новых педагогических знаний.
А методическая работа как раз и выступает видом этой деятельности, в ней заключаются различные функции, такие как мотивационно-стимулирующая, творческая, организационно-поддерживающая.
Исходя из этого, мы можем видеть, что она имеет основную позицию как в личном, так и в профессиональном становлении педагогов ДОУ. С моей точки зрения, задача методической работы - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Что же для этого нужно, как это сделать?
По моему мнению, методическая работа должна носить опережающий характер, отвечать за постоянное совершенствование работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науках. Поэтому она должна не только корректировать ошибки в деятельности педагогов, но оказывать действенную и своевременную практическую помощь педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Проблема повышения педагогического мастерства педагогов по-прежнему остаётся одной из самых сложных. Модернизация Российского образования, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно:
диагностировать уровень развития воспитанников, выстраивать реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности воспитанников;
отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик воспитанников, отслеживать результаты своей деятельности и достижения воспитанников;
разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы;
организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности.
Именно поэтому актуальными оказываются разнообразные формы методической работы. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами необходимо использовать и альтернативные – тренинги, деловые игры, конкурсы, решение педагогических ситуаций и т. п. Именно такие формы активного включения педагога в деятельность позволяют создать сплочённый, творческий, умеющий преодолевать трудности, объединённый общими идеями коллектив. При этом я полностью уверена, что интересная форма не должна обеднять содержание, поэтому при подготовке методических мероприятий надо самому многому учиться и уметь «примерять на себя» личность каждого члена педагогического коллектива.
Изучив труды педагогов-практиков, можно с уверенностью сказать, что методическая работа, как самостоятельная деятельность, имеет большое значение. Ведь содержание этой работы достаточно широко (по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой, несёт в себе важные функции управления, такие как: информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно-диагностические, регулятивно-коррекционные.
Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной, основанной на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом, на достижение качественных результатов образования, воспитания и развития детей.
Вывод
В условиях реформирования системы образования методическая работа имеет особую ценность. Методическую работу следует считать одним из важнейших аспектов управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Построенная в логике компетентностного и персонифицированного подходов, она способствует развитию качеств личности педагога, необходимых ему для успешного самообразования и творческой самореализации.
Список использованной литературы
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
3. Зазюм И. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просве-щение, 1989.- С. 34-64
4. Климентьева З. А. Курс лекций: Методическая работа в дошкольной образовательной организации
5. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. – М. : АРТ, 1994. – 205 с.
6. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141с.
7. Никишина И. В. Организация внутришкольной методической работы : методические рекомендвции. - Волгоград: Учитель, 1990.-178 с.
8. Основы педагогического мастерства /под ред. И. А. Зазюна. – М. : Просвещение, 1989.-208 с.
9. Педагогика/под ред. Смирнова С. А. М. :Просвещение, 1999.-235 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Просвещение. -Т. 1. – С. 569
11. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.