Светлана Цыварева
Эссе «Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?»
▼ Скачать + Заказать документы
«НАДО ЛИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЗНАКОМИТЬ С ПРИРОДОЙ?»
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с
момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным
обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание
воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Публикация «Эссе „Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?“» размещена в разделах
Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют
на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова
и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или
игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение
продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета
и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого
с ними:
• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их
переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;
• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и
того же;
• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой,
с одного вида деятельности на другой;
• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях
и словах) образца для подражания;
• частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная
оценка и поглаживанье по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в пире природы – растений и животных как живых
существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель прежде всего сосредотачивается на
сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях
природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В
возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также
познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут : растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях – это и
есть формирование первоначальных экологических представлений, которые
являются основой правильного отношения к живым существам, правильного
взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с
ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с
программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем
экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, на-
правленой на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что
говорит и делает воспитатель.
Таким образом экологическое воспитание детей младшего до-
школьного возраста построено на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с
удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные»
представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот:
задача сказочных героев – вызывать положительные эмоции и интерес к
природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а
где «правда», и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе.
Важное место в технологии занимает игра – несложная сюжетная или
подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им.
Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи,
сюжеты которых обыгрываются с детьми.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойствами качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме
позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением
космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных
Конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ,
о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец,
ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность
к матери, семье,этническому сообществу, определенному образу жизни.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое
восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить
себя в общении с окружающим.
Воспитатель основное внимание уделяет адаптации детей к новым для них
условиям детского сада. Чаще всего малыши трудно «отрываются» от дома,
от самых близких людей. Поэтому задача воспитателя – создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием, лаской, заботой. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой и забавной игрушки, но и другими способами, например общением с объектами природы.
Аналогичным образом воспитатель, успокаивая детей, «разговаривает» с
цветущими растениями на участке или в помещении. Ласковый тон, правильная речь взрослого (без антропоморфизма, т. е. очеловечивания) – это
пример для ребенка в его будущем взаимодействии с природой. Малыш по-
степенно успокаивается, а первые впечатления о природе остаются с ним.
Постепенно воспитатель начинает диагностические наблюдения за деть-
ми – записывает (фиксирует) любые их проявления, направленные на растения и животных, которые имеются в непосредственном окружении:
эмоциональные реакции, действия, поступки, словесные высказывания. Характерной особенностью детей этого возраста являются самые различные,
часто непредсказуемые и неадекватные проявления. Взрослый не должен
огорчаться и усматривать в них намеренные (агрессивные, недоброжелательные) проступки – это всего лишь проявление их полной неосведомленности об окружающем мире. Во всех случаях реакцией воспитателя должна
быть доброжелательность по отношению к детям и природе.
Поэтому я считаю, что детей раннего возраста знакомить с природой
просто необходимо! Начиная регулярные наблюдения за сезонными явлениями природы : погодой, состоянием растительного мира и его изменениями у детей все больше и больше возникает интерес к природе. Они учатся
беречь и ценить родную природу, окружающий нас мир.
Список литературы:
Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995г.
«Дошкольное воспитание» 1996-1998гг.
Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми
средней и старшей групп детского сада. – М., 1999г.
Программа экологического образования детей «МЫ» - С. Пб., 2000г.