Приложение МААМ

Эссе «Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность»

Юлия Каирова
Эссе «Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность»
▼ Скачать + Заказать документы

В любой появляющейся науке, которая тем или иным образом касается жизни людей, рано или поздно встают вопросы этики. В психологии, как науке о душе, вопросы этики стоят особенно остро, потому что вопрос идет об очень тонкой материи, воздействуя на которую можно, низвергнуть душу человека в бездну, а можно поднять на пьедестал вечной жизни.

В настоящее время существуют этические кодексы различных профессий, не обошлось и без составления этического кодекса психолога. Существую различные виды кодексов: общий для всех психологов, кодекс психолога-педагога, психолога-диагноста и т. д. Все эти кодексы являются основными документами, регулирующими взаимоотношения на уровне психолог-клиент. Основываются эти правила на конституции и законах той страны, в которой эти кодексы действуют.

Публикация «Эссе „Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность“» размещена в разделах

Этических кодексов, клятв психолога существует масса, для разных видов деятельности, но все они объединены одним принципом "Не навреди". Это как с законом, конституцией, и т. д. Можно выполнять все что там написано, жить строго по букве закона, но в некоторых ситуациях случается что от этой буквы нужно отойти и действовать так, как диктует честь и совесть, ведь писаные законы не могут предусмотреть всех жизненных коллизий. Опишу вышеизложенное на простом примере. Кто-то при вас жестоко оскорбил близкого вам человека. Согласно закону, можно подать на этого человека в суд и дожидаться когда ему вынесут приговор и он, возможно получит по заслугам. Но, кем вы будете в глазах дорогого вам человека если не отреагируете мгновенно? Вопрос. И очень не простой.

Этот, может быть не самый удачный пример можно спроектировать и на работу психолога, и на профессиональную этику психолога. Написано о том как действовать, что хранить и что говорить, может быть много. Конечно, законы, кодексы и другие регламентные документы и руководства нужно знать и выполнять. Я даже больше скажу, они просто необходимы для быстрого принятия решений в ситуациях, которые совпадают с описанными или близки к ним. А вот в нестандартных случаях, помимо букв и слов необходимо руководствоваться голосом совести.

Совесть - вот он основной страж и помощник в работе психолога. Но и тут есть одно большое НО, совесть не должна спать и должна быть чиста, тогда и только тогда ее голос можно слушать. Вот тут-то как раз встает вопрос профессиональной компетенции и личностного развития.

Психолог, с большой буквы, должен обладать здоровыми взглядами на жизнь, быть как можно чище душой, должен любить людей вообще, а в особенности тех кто доверяет ему свою душу, вне зависимости от того, что за человек им является, убийца ли, праведник ли. Психолог просто обязан поддерживать свой профессиональный уровень, согласно требованиям предъявляемым в современном обществе. Психолог должен проводить профилактическую работу, касаемую вопросов профессионального выгорания, которые стоят постоянно и довольно остро, особенно при большой загруженности. Ничто не должно влиять на качество выполняемых обязанностей. Лучше отказаться от выполнения работы, чем сделать ее некачественно и навредить человеку.

Далее, чтобы более детально обсудить вопросы профессиональной этики и чтобы не быть голословным возьмем клятву детского психолога из известного учебника, которым руководствуются многие психологи в системе образования и попробуем затронуть каждый пункт отдельно.

Клятва детского психолога :

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне. Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного - быть для людей тем, кому можно довериться. И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством. И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Это клятва детского психолога, по Дубровиной, но она, я считаю, наиболее глубоко и ярко отражает всё, что касается этики любого психолога.

А теперь по каждому пункту отдельно.

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В этой фразе заложено очень много, а главное то, что уже на первом этапе, таком как выбор профессии психолога, уже нужно отдавать себе отчет в том, на какой сложный путь ты ступаешь и какую колоссальную ответственность на себя берешь. С самого начала нужно осознавать что теперь все свои способности придется вкладывать в работу. У студента это может выражаться в том, что он вложит все свои способности в качественное получение образования.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью.

Нам в руки дается душа того, кто к нам обратился. Что это значит? Давайте представим работу нейрохирурга, который занимается очень тонкой работой (если не вдаваться в подробности, но насколько бы тонкой не была его работа, он все же работает с материальным, с тем что можно потрогать руками. А теперь представьте что доверяется психологу? Не материальная субстанция, которая гораздо чувствительнее и ранимее чем самые чувствительные нейроны. А значит и воздействия на душу должны быть точными и выверенными, чтобы ни в коем случае одним неосторожным "движением" не сделать того, чего уже вернуть нельзя. И всегда нужно держать в голове то, с чем мы имеем дело и что нам доверено!

Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне.

Эту часть клятвы я бы немного перефразировал: Всё, что я умею и знаю, все хорошее, чем природа и люди одарили меня как личность - для пользы тех, кто идет ко мне. Эти два уточнения лично мне кажутся очень важными и даже необходимыми. Без них некоторые люди могут понять эту часть клятвы несколько двояко. Ведь как бы не фильтровали полученные знания, информацию, мусора и вредностей в нас очень много, поэтому использовать всё полученное, в данном контексте, является непозволительной роскошью. Знаний, умений талантов в нас может быть много, но как психологи использовать мы вправе только хорошее и естественно только и только для пользы тех, кто обратился.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него.

Эта часть клятвы очень точно говорит о вопросе конфиденциальности любой полученной от клиента информации и в то же время опять заостряется внимание на том, чтобы не навредить человеку. И здесь опять встает вопрос принятия решения о том, как с пользой использовать полученную информацию. Как раз способность принятия такого решения говорит о нас как о истинных профессионалах. Если мы не можем брать на себя ответственность, то ни о каком профессионализме не может быть и речи.

Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного - быть для людей тем, кому можно довериться.

Вот это предложение клятвы, на мой взгляд содержит в себе все аспекты работы психолога, в том числе и этические, которые как раз нас и интересуют. Поясню, остановившись именно на интересующем нас вопросе.

Скрыто все вот в этой, казалось бы простой фразе: быть для людей тем, кому можно довериться. Давайте честно ответим себе на вопрос, много ли в нашем окружении людей, которым мы можем доверится, не опасаясь за последствия? Если скажете что много, то скорее всего это будет самообманом. Порой даже самому близкому человеку мы не можем довериться во всем, а особенно в том, что касается внутреннего мира. Подробнее хотелось бы остановится на определении понятия доверия, опять же, чтобы не быть голословным и чтобы было яснее то, о чем говорю.

Доверие (понятие) - состояние внутреннего мира субъекта, обусловленное желанием взаимоотношения, характеризующееся готовностью передачи определенных прав, информации и объектов иным вольным субъектам. Однако, главным и первым признаком доверия, является наличие такого факта в взаимоотношениях как верность. Это готовность по взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией, а также определёнными особыми действиями между субъектами. Доверие зависит от степени соблюдения оговорённых правил, а также от умения правильно действовать, достигая обозначенной цели для субъектов, даже в случаях когда некоторые правила не оговорены.

Ключевым, на мой взгляд, в этом определении является то что доверие зависит от умения правильно действовать, достигая обозначенной цели субъектов, даже в случаях когда некоторые правила не оговорены.

Что из этого следует? А следует то, что даже если человек, обратившийся к нам, не знает о том, что у нас есть этический кодекс и о том, что у нас есть своя клятва, мы не должны пользоваться его неосведомленностью, а делать все согласно правилам этики и все для пользы клиента.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

Эта часть клятвы, одна из тех, смысл которой понятен и в комментариях она не нуждается.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

И пусть удача сопутствует мне, я взял именно эту часть, так как только она, по моему мнению, нуждается в некоторых комментариях. Казалось бы о какой удаче можно говорить, касаясь вопросов профессиональной деятельности? Но в данном конкретном случае, упоминание этой капризной дамы, более чем обосновано. Чтоб объяснить свою точку зрения, необходим, по-хорошему, небольшой экскурс в историю, но постараюсь обойтись без него. Если вспомнить о том, как происходили некоторые великие открытия, то можно заметить что часто, нелепая случайность способствовала им, а это ли не удача? Так вот и нам, в нашей деятельности она бывает просто необходима, особенно тогда, когда приходится идти на ощупь.

В завершении своего небольшого труда, по профессиональной этике психолога, хотелось бы отметить то, что конечно же мне в своем сочинении не удалось полностью раскрыть всех тонкостей вопроса. Так как вопросы этики, это неисчерпаемая тема, по поводу которой ведутся постоянные дискуссии. Но все же надеюсь, что в рамках обозначенной темы и ограничиваясь своими познаниями по данному вопросу, мне удалось привнести в эту тему хоть малую толику нового.

Публикации по теме:

Как использовать ИКТ на уроках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно – нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Проблемные ситуации, направленные на формирование таких нравственно-экономических качеств, как бережливость, ответственность 1. «Заработанные деньги» Мышата Пик и Пак помогали белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов,.

Профессиональная компетентность учителя, как условие реализации требований ФГОС Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и.

Танцующие краски. Эбру в работе практического психолога Видео И. М. Нечаева, ГБДОУ детский сад № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербург Применение эбру-терапии в системе образования. Методы арт – терапии,.

Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

Эссе педагога-психолога Я начала работать психологом в детском саду еще учась в университете. Пришла я в эту профессию совсем молодой и неопытной, не знала ни особенностей.

Эссе педагога-психолога Эссе «Я –педагог - психолог - я не волшебник я только учусь» Я, Мутовкина Анна Владимировна, родилась 23.03.1978 года, в городе Новокузнецке.

Эссе педагога-психолога «Моя педагогическая философия» «Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Аристотель Эссе педагога-психолога «Моя педагогическая.

Эссе «Почему я выбрала профессию детского психолога» ЭССЕ «Почему я – детский психолог» «Нам кажется, что настоящая работа – это работа над чем-нибудь внешним… а работать над своей душой –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 12:16
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Каирова (УИ 1077470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД