Любовь Подрезова
Эссе «Педагогическое просвещение родителей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
на тему: «Педагогическое просвещение родителей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Составила воспитатель
МБОУ СОШ №170
ДО «Изумрудный город» :
Подрезова Л. В
г. Новосибирск.
Эссе на тему «Педагогическое просвещение родителей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Публикация «Эссе „Педагогическое просвещение родителей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах
Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Именно в семье происходит становление ребенка как человека носителя высоких духовно-нравственных качеств. Нигде, кроме семьи ребенок не научится по настоящему любить и уважать окружающих. Только авторитарное мнение родителей позволят достаточно полно сформировать у ребенка понимание о добре и зле, о правде и лжи. Именно от родителей напрямую зависит, каким человеком, гражданином, станет их ребенок, какое место он займет в социуме.
Выше сказанное дает основание утверждать, что выбранные родителями методы воспитания своего ребенка должны, прежде всего, опираться на научно-педагогическую основу. Именно поэтому родителям необходимо овладевать определенным объемом педагогических знаний и опытом воспитательной деятельности. При этом следует учитывать, что жизнедеятельность общества и семьи меняются от поколения к поколению, а это вызывает необходимость постоянно пересматривать содержание педагогического материала, необходимого для педагогического просвещения родителей.
Современная отечественная наука говорит о необходимости семейного воспитания как приоритетного. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (в редакции ФЗ от 06.07.06 №104-ФЗ) впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Так как детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители, там и начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. Педагогическое просвещение родителей является действенным средством оказания помощи семьи в воспитании детей, т. к. родители просто не знают элементарных педагогических истин работы с детьми.
Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активно развивали свои способности, поэтому уже в процессе первого ознакомления родителей с дошкольным учреждением, еще до поступления ребенка в детский сад, в ходе индивидуальной беседы оговариваются предоставляемые ДОУ услуги, заполняется анкета в которой узнается состав семьи, ее социальный статус, с какими трудностями сталкиваются родители при воспитании ребенка, какие результаты хотели бы видеть в конце учебно- воспитательного процесса. При дальнейшем знакомстве с родителями воспитанников уточняем уровень педагогической подготовки. Проанализировав анкеты, составляется план работы с родителями, в который включены и беседы и консультации, а так же круглые столы, родительские собрания и многое другое.
Рассмотрим некоторые формы работы с родителями.
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.
Родительское собрание закономерно считается сложной формой работы с родителями. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей воспитателей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания. Мы разработали систему проведения родительских собраний по типу «круглого стола», на котором вся информация подаётся родителям в форме небольших сообщений по теме, а за тем решение проблемных ситуаций «Как бы я поступил, если мой ребенок…» и родители высказывают свою точку зрения по данной теме. На собраниях родителям выдаются различные буклеты, выставляется педагогическая литература соответствующая теме собрания, предлагается разная творческая работа, решении кроссвордов, при выполнении работы родители учатся находить общий язык с другими родителями, приглашаются различные специалисты для консультирования. Применяя различные формы ведения собраний мы отметили, что посещаемость родителями собраний значительно улучшилось, родители с большим интересом приходят на них и активно участвуют.
Педагоги часто задают себе вопрос : Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс? Поскольку родители являются социальными заказчиками ДОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в саду и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в группе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении дошкольной жизнью.
Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете ДОУ, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в группе мероприятий учебного и вне учебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет группы привлекает родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. «День именинника», «Масленица», показ кукольного спектакля, и т. д. Родители-профессионалы участвуют в дне самоуправления- это когда родитель (под присмотром педагога)проводит НОД или прогулку.
Родители успешно могут участвовать в работе жюри вне учебных мероприятий в группе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями группы, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение воспитателя.
Еще одной формой вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс является проектная деятельность. Здесь родители могут полностью реализовать свои и детские таланты. Они активно принимали участие в таких проектах как «Пасха», «Насекомые», «Покормите птиц зимой», «Моя ферма», «Сказки Бажова», «Чиполинки», активно оформляют фото выставки: «Как я провел лето», «Как я провел зимние праздники», «Моя мамочка», «Семейные традиции на пасху».
Организация и проведение совместных мероприятий очень сближает родителей и детей. На таких мероприятиях родители видят детей в привычной для них обстановке и как они могут вести себя в коллективе сверстников. Совместно проводятся развлечения на «День Матери», «23 Февраля», «Прощание с Осенью», различные спортивные эстафеты.
Родители участвуют в подготовке атрибутов к различным праздникам и в оформлении групповой комнаты.
Анкеты для выявления уровня
педагогической культуры родителей
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка (нужное подчеркнуть) :
•
слушаете передачи по радио и телевидению;
•
посещаете лекции для родителей;
•
на основе рекомендации психологов;
•
используя жизненный опыт;
•
читаете педагогическую литературу.
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными (нужное подчеркнуть) :
•
поощрение;
•
наказание;
•
требование;
•
убеждение;
•
приучение.
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего (нужное подчеркнуть) :
•
словесная похвала;
•
подарки;
•
ласки.
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (нужное подчеркнуть) :
•
физическое наказание;
•
словесная угроза;
•
лишение развлечения;
•
проявление вами обиды
•
Ф. И. О___
•
Возраст ___
•
Место работы___
•
Состав семьи (кто совместно проживает, возраст, образование, профессия)
5. Жилищные условия (отдельная квартира, общежитие и т. д.). ___ ___
6. Материальное положение семьи (удовлетворительное, неудовлетворительное) ___
7. Увлечение родителей :
отец ___
мать___
и др___
8. Как Вы представляете себе участие в жизни группы? (никогда, по мере необходимости, иногда, постоянно помогаю)___
9. Как Вы представляете себе работу родительской команды в дошкольном учреждении? ___
10. Какие трудности испытываете в воспитании Вашего ребенка? __ ___
11. Какие консультации по воспитанию хотели бы получить? ___ ___
12. Каким опытом семейного воспитания могли бы Вы поделиться?_ ___
13. Ваши пожелания___ Анкеты для родителей
«Характеристика семьи ребенка»
Уважаемые родители! Мы хотели бы ближе познакомиться с Вашей семьей в целях налаживания благоприятного контакта. Просим Вас ответить на вопросы анкеты искренне и, по возможности, подробно.
Фамилия и имя ребенка___
Состав семьи :___
Жилищные условия семьи (отдельная квартира, проживаем совместно с родителями, снимаемая жилплощадь)___
4. Материальное положение семьи (низкий, средний, высокий доход) ___
5. Место работы родителей
Отец:___
Мать:___
6. Возраст других детей в семье (имена, год рождения)___
7. Возраст родителей
Отец:___
Мать:___
8. Образование
Отец:___
Мать:___
9. Какой ребенок по счету в семье
10. Основные увлечения родителей
Отец:___
Мать:___
11. Как Вы относитесь к участию в работе группы, где находится Ваш ребенок?
а) буду бывать постоянно;
б) буду приходить иногда с целью контроля или помощи;
в) буду приходить по необходимости.
Отец:___
Мать:___
12. Ваше представление о своей роли в работе группы
Отец:___
Мать:___
13. Как Вы представляете себе работу родительской комнаты?
Отец:___
Мать:___
14. Какие затруднения Вы испытываете в воспитании ребенка?
15. По каким вопросам воспитания и обучения хотели бы получить консультацию?___
16. По каким вопросам можете поделиться опытом семейного воспитания?
«Знаете ли Вы своего ребёнка?»
Пожалуйста, ответьте искренне на данные вопросы.
Ответы помогут лучше узнать нам Вашего ребенка.
Имя ребенка (так, как Вы желаете называть егов детском саду) ___
День рождения___
Возраст: количество лет и месяцев___
1. Пожалуйста, перечислите имена сестер и братьев Вашего ребенка: ___
Посещал ли Ваш ребенок детский сад ранее или же находился дома с Вами: ___
Испытывает ли Ваш ребенок трудности при произношении некоторых звуков: ___
Существуют ли проблемы, связанные со здоровьем Вашего ребенка, страдает ли аллергическими заболеваниями (какими) : ___
Чем интересуется Ваш ребенок? ___
Чего боится Ваш ребенок? ___
С кем дружит Ваш ребёнок? ___
Имеет ли какие-нибудь обязанности по дому?___
Какими методами наказания Вы пользуетесь дома? ___
10. Какими навыками он уже владеет? (Нужное подчеркнуть)
Знает и называет адрес.
Знает и называет свой номер телефона.
Знает дату своего дня рождения.
Может назвать свое имя, отчество, фамилию.
Может написать печатными буквами имя, фамилию.
Считает до …
Различает понятия «слева», «справа».
Называет правильно цвета:
Различает цифры до …
Отличает заглавные буквы от прописных.
Любит слушать рассказы.
Может зашнуровать ботинки.
Может застегнуть на пуговицы свою одежду.
Может застегнуть молнию на своей одежде.
Может назвать время.
Может рисовать карандашом.
Может пользоваться ножницами.
11. Какие у Вас пожелания для детского сада и команды воспитателей? ___
12. Что Вы ожидаете необычного в отношении Вашего ребенка в этом году? ___
13. Не окажете ли Вы нам посильную помощь в группе? Назовите удобное для Вас время? ___
14. Что еще Вы можете рассказать нам о Вашем ребенке? ___ ___