Елена Назаренко
Эссе «Мое педагогическое кредо»
▼ Скачать + Заказать документы
Благодаря великим певцам, музыка обрела человеческий голос.
(Леонид Семенович Сухоруков)
Мы живем в невероятно интересное время – время информационных технологий, единого информационного пространства. Мир стремительно меняется и меняет нас. Благодаря техническому прогрессу повышается скорость получения и обработки информации. Как влияет информационный мир на человека? Какими мы станем через пять, десять лет? Какими будут наши дети? Какие вызовы ставит время перед нами – педагогами?
Публикация «Эссе „Мое педагогическое кредо“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Для общей характеристики поколения современных детей широко используется термин «поколение Z» (родившиеся в век информационного бума и интернета). Несомненно, меняется среда, в которой живёт современный ребёнок. Но я доверяю учёным, которые считают, что закономерности интеллектуального и эмоционального развития всё же остаются прежними. Важно создавать безопасную среду, использовать методы и технологии, соответствующие возрастным особенностям и возможностям. Дополнительное образование актуально для поколения Z, так как характеризуется свободой для выбора, творчества и поиска.
В Концепции развития дополнительного образования прямо указывается на необходимость создания условий для развития и свободного выбора различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Ребёнок приходит в объединения добровольно, совершая свой жизненный выбор, следуя за своими интересами. В отличие от общего и дошкольного, дополнительное образование не имеет стандартов, что даёт педагогу возможность самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи, почувствовать себя творцом и волшебником, исполняющим детские мечты об успехе и мастерстве.
Я выбрала свою будущую профессию, когда занималась в детской музыкальной школе. Это было место, где из каждой двери звучала музыка, создающая неповторимую атмосферу гармонии и праздника. Мне нравился аккордеон, на котором я играла, но после окончания музыкального колледжа поняла, что очень хочу научиться петь, а также играть ещё и на фортепиано. И вот, за моими плечами музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова. А дальше – первая работа по специальности в Детской школе искусств города Ахтубинска. Там я окончательно убедилась, что музыка и преподавание – моя стихия. Начав педагогическую деятельность в «Центре детского творчества» г. Лабытнанги, я выбрала новое для себя музыкальное направление - эстрадный вокал. Базовых знаний, полученных в институте, оказалось не достаточно, поскольку эстрадный вокал предполагает иные методы постановки голоса. Но для меня, человека любящего учиться, это стало хорошим поводом для освоения нового направления в своей деятельности.
Эстрадная песня, как никакой другой жанр, очень точно отражает современную действительность, и, что немаловажно, доступна для восприятия широкому кругу слушателей. Кроме того, она вызывает огромный интерес у современных детей и подростков и в полной мере удовлетворяет их стремление к самовыражению.
Я часто задаюсь вопросом, как соответствовать запросам поколения Z? Последние прогнозы о востребованности профессий в будущем говорят о том, что искусственный интеллект может заменить человека во многих сферах, но он не в состоянии воспроизвести творческую энергию живого индивидуума. Огромный потенциал заключен в вокальном творчестве: оно раскрепощает, учит держаться на сцене и перед публикой, взаимодействовать в коллективе, получать от жизни то, что ты сам задумал. Пение влияет как на здоровье, так и на эмоции детей, развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом улучшают память, активизируют способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание. Не удивительно, что занятия вокалом для детей популярны среди родителей, которые заботятся о сохранении их здоровья.
Еще одна причина выбрать эстрадный вокал для детей кроется в том, что пение помогает справиться со стрессом, так как уровень эндорфинов (гормонов счастья) во время пения резко повышается. К тому же, я учу детей петь с выражением счастливого удивления. Так профессиональная улыбка входит в привычку, а психологи утверждают, что одна единственная улыбка способна помочь улучшить даже самое плохое настроение. Ребенок, который поет регулярно, становится более дружелюбным, общительным и лучше владеет собой. А коммуникабельность и стрессоустойчивость – важные качества, которые непременно пригодятся в жизни каждому. Пение с уверенностью можно назвать витамином для мозга. Оно укрепляет нейронные связи, заставляет мозг «взбодриться» и активно включиться в мыслительные процессы. Следует обратить внимание и на то, что современным детям очень не хватает общения со сверстниками, и этот пробел восполняют занятия в вокальном коллективе.
Продвинутые родители понимают, что способствовать развитию ребенка в любом направлении (включая IT) помогают занятия творчеством. Творческая деятельность воспитывает характер и развивает способность не следовать установленным шаблонам, а искать новые возможности для воплощения своих идей. На мой взгляд, без творчества невозможно гармоничное развитие личности. Эти навыки будут полезны независимо от будущей профессии. Но творчество не рождается на пустом месте. Важно формировать трудолюбие, увлечённость и поддерживать желание работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Демонстрируя ученикам профессиональные приемы работы, я стремлюсь быть для них достойным примером для подражания.
Отмечу, что в ходе работы я столкнулась со следующей проблемой: современные дети отдают предпочтение некачественной музыке. Несмотря на доступность и разнообразие музыкального контента на просторах интернета, большинство школьников слушают то, что популярно в чатах социальных сетей и радиостанций, а в лидерах зачастую оказываются песни с примитивными текстами и сомнительным вокалом. В связи с этим я считаю необходимым развитие у обучающихся готовности воспринимать в музыке общемировоззренческие ценности, образы, представления и на своих занятиях создаю эстетическую среду, исключающую влияние на детей и подростков низкопробного вокального исполнительства.
Порой с учениками бывает непросто, но все негативные моменты, связанные с работой, моментально уходят на второй план, когда замечаешь интерес и восхищение в детских глазах. При всех сложностях профессии педагога, я считаю, что мы – счастливые люди, раз имеем возможность ежедневно общаться с детьми, помогать им в собственном развитии и успехах. Действуя в настоящем, мы создаём будущее!