Светлана Прибыткова
Эссе «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»
(Ганс Христиан Андерсен)
С раннего детства родители рассказывают своим детям сказки. Еще в древние времена, когда не было письменности, старейшины собирали вокруг себя детей и рассказывали им фантастические истории про смелых богатырей, хитрых царей и страшных драконов. Эти сказки потом, передавались из поколения в поколение, а некоторые дошли до нас с вами.
Публикация «Эссе „Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Зачем же детям рассказывать сказки! Ответ на вопрос прост, сказка - лечит душу. Интересней всегда детям слушать именно те сказки, где как-то затронуты внутренние переживания малыша. И именно сказка помогает ребенку поступить правильно или указать необходимый способ действий в определенной ситуации. Сказка помогает сформировать понятия у ребенка: что такое хорошо, а что такое плохо, развивает в детях эмоциональность и творческие способности.
Опираясь на собственный опыт, нельзя не отметить,что сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т. д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Во время многократно перечитывая мной с детьми сказок, они знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребята полностью вживались в роль персонажа, в полной мере переживали все события, происходящие с их героями Во время работы со сказкой, сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижаются процессы воображения и мышления.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Таким образом, из опыта своей работы, я сделала вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с детьми с ОВЗ.
Так же в своей жизни мне пришлось обратиться к сказке во время декретного отпуска. Когда возникла необходимость подготовить своего ребенка к выходу в детский сад. Чаще всего малышу сложно понять объяснения взрослого для чего и почему ему нужно ходить в детский сад. У героев : зайчат или слонят, объяснить это с помощью сказки получается куда проще и понятней. Ребенок легко вовлекается в простой и понятный ему сюжет. Может быть участником этого сюжета или просто слушателем. С помощью терапевтического воздействия сказки, пугающие события для малыша, перестают быть страшными, а иногда и вовсе получаются смешным. У ребенка появляется радость от собственных ощущений и эмоций.
С моим ребенком я использовала авторские сказки, предложенные на страницах интернета, а также придумывала их вместе с сыночком - где главный герой был похож на моего малыша, наделен чертами характера и манерой поведения ребенка. Отличительная черта сказки в том, что она действует на ребенка мягко. Помогает ребенку размышлять, посмотреть на свою проблему со стороны и понять, как поступить.
Поэтому сказкотерапия несомненно является эффективным методом, в руках как педагога, так и родителя!