татьяна щурова
Эссе «Дошкольное образование — услуга или общественное благо?»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о том, является дошкольное образование услугой, или же это общественное благо, всё чаще звучит в профессиональном сообществе. Отчасти это обусловлено субъективным отношением к данному вопросу педагогов, методических работников, учёных, но также это связано с официальными документами, в которых образование теперь называют «услугой». С одной стороны, такую трактовку можно понять с точки зрения рыночной экономики, где многое измеряется экономическими показателями. С другой стороны, возникает вопрос – а как же «разумное, вечное, доброе», которое должно нести любое образование, и дошкольное в том числе? Неужели все жизненные навыки, знания, умения, ценности, которые закладывает педагог ДОУ – это всего лишь оказание услуг?
Публикация «Эссе „Дошкольное образование — услуга или общественное благо?“» размещена в разделах
Весьма распространено мнение, что дошкольное образование – это всё-таки услуга, от качества которой зависит, станет ли она благом. Так считает, например, директор Московского промышленно-экономического колледжа В. Яхимович. В журнале «Лидеры образования» он аргументировал свою позицию следующим образом : «Общественное благо – это макроуровень образования; конкретный же человек воспринимает образование на микроуровне – как услугу. А качество этой услуги неразрывно связано с развитием общества : чем оно более развито, тем более качественные услуги оно может предоставить с помощью государственных и негосударственных структур».
Можно привести ещё один аргумент к обозначенному тезису. Не смотря на чёткую программу и многочисленные рекомендации педагогам ДОУ, практика говорит о том, что «воспитание воспитанию рознь», то есть, в одной стране и разных дошкольных образовательных учреждениях, качество может существенно отличаться.
Общественное благо представляет собой благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это не рыночное, общедоступное благо. Но что есть благо? Это то, что приносит пользу, удовлетворяет потребности людей. То есть, говоря о благе, стоит понимать качественную составляющую данного вопроса, а при различном качестве предоставления этого блага, можно сделать умозаключение о том, что не всегда оно является благом, то есть несёт пользу и удовольствие. Таким образом, именно от качества зависит, станет ли эта услуга общественным благом.
Я считаю, что нельзя продолжать закрывать глаза на проблему «номинального», видимого выполнения своих обязанностей некоторыми педагогами, в то время как для эффективной деятельности, педагог должен отдавать «чуть больше возможного». Это – особая профессия, которая требует сочетания высоких профессиональных, социальных и личных качеств. Да, возможно делать свою работу только для того, чтобы получить зарплату. Но тогда падает смысл профессии. Тогда и становится она – только лишь услугой, причём, скорее всего – некачественной.
В профессии воспитателя я с 1989 года. По распределению работала в д/я №339,Москва, Рязанский проспект. В 1991 году переводом оформилась в кооператив «Дворец», проработав больше года уволилась. В 1994г. Работала в центре Марии Монтессори,Москва. Земляной вал.) до декретного отпуска. Дети часто болели и поэтому в профессию вернулась только в 2013 году в МАДОУ №8 «Планета детства», где и работаю до сих пор.
Я считаю, что нужно стремиться к тому, чтобы дошкольное образование было общественным благом в полном понимании данного словосочетания. Но что нужно для этого сделать? Как мне кажется, в системе дошкольного образования должен осуществляться более тщательный контроль и, что немаловажно – «самоконтроль». Получая образование, будущие педагоги должны понять, какие качества необходимы для работы, и какова суть и цели профессии педагога ДОУ. Постоянное обучение и самосовершенствование должны пониматься педагогом как необходимость для осуществления профессиональной деятельности.