Юлия Шобухина
Эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве»
Е. Винокуров
О, музыка. Как же ты прекрасна. ты окунаешь нас в мир красок, чувств, эмоций… Ты заставляешь жить, любить, творить… Ты ласкова, нежна, порой гневна, но лишь тебя воспринимает сердце и душа. И ты, как женщина, загадочна, невыносима, красива…
Публикация «Эссе „Моя профессия — музыкальный руководитель“» размещена в разделах
А ведь действительно, лишь женщина подобна музыке. Буйство эмоций, переживаний, чувств свойственно лишь нам, женщинам, цветам планеты. И смею предположить, что не случайно музыкальными руководителями в детских садах становятся женщины. Ведь лишь они умеют, руководствуясь своим материнским инстинктом, помочь маленькому человечку «услышать» музыку. Всем сердцем и душой. Проникнуть в таинства мира мелодии. Окунуться в красоту звуков. И научиться мечтать…
Вы не замечали, как музыка помогает нам мечтать? Слышишь волшебные звуки и с замиранием сердца переносишься в мир фантазий и мечты… Полет… На крыльях… Невесомость… Космос… Вселенная… Волшебство…
Ну, кто же как не ребенок поймет нас? Только малыш станет самым благодарным слушателем. Ведь детская фантазия не имеет границ! Так же, как и музыка…
Детство… У каждого из нас своя память о детстве. Как и у всех девочек в детстве у меня была мечта - я очень хотела стать знаменитой певицей или фигуристкой.
Моё детство прошло в городе Балее Читинской области. Мне посчастливилось посещать детский сад «Солнышко» с 1976 по 1981 год. Хорошо помню занятия, но уже в подготовительной группе, особенно мне запомнились музыкальные….мне очень нравилось наблюдать за клавишами фортепиано. Конечно же я хорошо помню песни, которые пела в детском саду: «про нашу Советскую Родину мы песню поём…», «Вечереет и луна взошла…» (хотелось плакать, «Неразлучные друзья» (я была солисткой, «Скажи, скажи, художник…» (пела одна, и, конечно же, «Я – Снегурка, внучка деда…», так как моя бессменная роль была роль Снегурочки (я была маленькая, светленькая, с косичками). Особенно мне запомнился Выпускной бал из детского сада. Девочки все были в школьной форме с белыми кружевными фартуками, а на голове были белые бантики и танцевали танец «Голубой вагон»!
Прошло более трёх десятков лет, а я отчетливо помню, как заворожённо наблюдала за юркими пальцами Ирины Георгиевны, музыкального руководителя детского сада, в котором я провела своё детство. Пальцами, которые «летали» по клавишам старинного чёрного пианино. Клавиши, казалось бы, хаотично продавливались и тут же принимали своё первоначальное положение, одновременно даря нам, ребятишкам, волшебные, чарующие звуки музыки. Наблюдать за всем этим действием мне было чрезвычайно интересно…
Ирина Георгиевна была молода и очень красива, губы накрашены яркой помадой, в тон лаку, покрывающему красивые ногти, на ней всегда были одеты яркие бусы. Весь её облик в моём понимании был воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Кто мог подумать тогда, что и мне суждено во взрослой жизни совершенно осознанно выбрать профессию музыкального руководителя.
Вскоре мама привела меня в музыкальную школу. Что это такое, я не знала. Знала только, что меня будут учить музыке… Это был новый для меня мир. Мир чудес, волшебства, сказочных превращений. Я научилась чувствовать окружающее меня мироздание… не просто видеть, осязать, но и чувствовать внутри себя, пропуская через сердце и душу. Я научилась сливаться с музыкой. Немного повзрослев, поняла, что музыка – это возможность проанализировать некоторые ситуации с точки зрения прекрасного, неповторимого.
В школе была организатором всех школьных мероприятий, выступала на смотрах художественной самодеятельности - пела в хоре и сольно. В 80-ые годы прошлого столетия каждой семье было огромным счастьем «достать по блату» проигрыватель. Вот и в нашей семье появилась всем известная стерео-магнитола «Вега». Мы всей семьёй очень любили слушать «Соловьиную рощу» в исполнении Л. Лещенко, а ещё «Миллион алых роз» А. Пугачёвой. Очень боялись «заездить» пластинки….а потом появился и первый кассетный магнитофон!
И вот уже позади общеобразовательная школа. Дорога к мечте была ветвистой, сложной, но яркой, увлекательной и интересной. Тропинка становления ведет меня в Музыкальное училище в городе Чита на дирижёрско-хоровое отделение, а затем в Забайкальский государственный педагогический университет, где я приобретаю жизненный и творческий опыт, и стала понимать, что моя мечта сбывается!
Прошли года, и судьба привела меня в стены детского сада №33 г. Чита. И жизнь приобрела новый смысл! Начался новый этап. Как же было страшно первый раз входить в музыкальный зал, не зная, как встретят меня малыши. Ведь для них я должна быть не просто Юлией Александровной, а «волшебницей», дать им то, чего они ждут. А в детстве все ждут волшебство, сказку. Каждый день, видя восторженные глаза малышей, я осознала, что не имею права отнимать ожидание чуда этих преданных созданий, которые обязательно всё подмечают и осыпают комплиментами: «А у вас сегодня красивая причёска!»… «У вас столько разных бус, под все платья!»… И жизнь приобрела новый смысл! Начался новый этап становления меня как «волшебницы», ведущей в сказку.
Я должна дать им то, чего они от меня ждут. А именно: волшебство, сказку, любовь, веру, надежду…
Я стала учиться вместе с малышами, понимать музыку по-новому, глазами и сердцем ребенка. Искренне, без обмана. И вы знаете, я думаю, малыши многому меня учат и по сей день. Ведь к сожалению, не дано взрослому человеку верить, любить и понимать так искренне, как ребенку. Ребенок – это чистый лист. И только мы, взрослые педагоги, формируем личность. И только от нас зависит, каким будет в будущем наш воспитанник. Мы закладываем фундамент будущего ребенка. От нас зависит, насколько правильно будет развиваться малыш. Я отвечаю за «строительство» души маленького человечка, его маленького внутреннего мира, делаю ее богаче, ярче, насыщеннее. Какое счастье видеть восторженные глаза ребенка, когда он начинает понимать язык музыки, знакомится с новыми понятиями, такими как «жанр», «тембр», «ритм». И все это, конечно, через сказку, игру.
Огромное счастье для педагога видеть счастливые лица детей, их искреннюю, неподдельную радость, когда они делают для себя открытие. Именно это является главным принципом моей работы. Я стараюсь подвести мысли ребенка к открытию, чтобы малыш сам смог прийти к нужному ответу. Такой принцип, считаю, помогает развивать у детей фантазию, воображение, внимательность к деталям, а самое главное, уверенность в себе. Ведь сделав открытие сам, ребенок очень гордится собой, своим достижением. Таким образом, по моему мнению, развивается уверенная в себе личность. «Я – сам!» - это шаг к полноценно развитому человеку как физически, так и морально. Это сила воли и духа.
Особой функцией музыкального руководителя считаю не прямую передачу информации, а создание атмосферы познания, стремления узнать больше. Я учу детей не только акцентировать внимание на своих чувствах, но и понимать и принимать точку зрения других людей «размышлять вместе с музыкой в такт…».
Музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, доктор и конечно педагог - вот как бы я определила свою уникальную профессию. Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания «моим» детям. А ещё я учусь у ребят душевной чистоте.
Жизнь педагога состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
И я всё чаще вспоминаю то, своё детство, пытаясь осознать своё предназначение, понять, чего ждёт от меня каждый малыш, переступающий порог нашего музыкального зала. Счастлива, что именно мне предстоит провести ребёнка в чарующий и загадочный, торжественный и печальный, полный нового и неизведанного мир музыки, того самого искусства, которое невозможно ни увидеть, ни потрогать. Вновь и вновь я работаю над каждой гранью, отшлифовываю каждый миллиметр, искренне радуюсь каждому, пусть даже маленькому результату. Стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце.
Работу музыкального руководителя в детском саду можно сравнить с ручейком, он всегда находится в движении и многоголосен. А так как «ручей» остановить невозможно, поэтому и я всегда нахожусь в движении, познании нового, неизведанного.
Мир скоротечен, дети, что были раньше, разительно отличаются от современных детей. Изменился мир вокруг нас, в связи с этим изменились и дети, они стали современными детьми. Раньше дети не имели понятия «компьютер», «планшет», «сотовый телефон». Сейчас же с самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Ничто не заменит человеческого тепла, душевной доброты, связи между поколениями, уважения к старшим, благодарности за жизнь, которую дали нам наши родители! Поэтому я думаю, главной моей задачей является не отпускать детей в мир прогресса целиком и полностью, а больше с ними общаться, давать им понять, что я их всех люблю, ценю, так как они единственные в своем роде, таких одинаковых в природе просто нет, уважаю за их поступки. То есть стать для них другом, а друг как известно не оставит в беде, а поможет в этом непростом современном мире!
«Музыкальный человек» всегда ценился в обществе во все времена. Это человек духовно богатый, творческий, способный творить добро, созидать прекрасное. И очень важно, что именно в дошкольном возрасте у человека в руках оказывается ключик от волшебной дверцы в мир красоты, несущей душе светлое, доброе, благородное. И, по моему мнению, миссия музыкального руководителя именно в этом и заключается – подарить ребёнку этот «волшебный ключик».
Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Профессия, которую я выбрала, лишена рутины, однообразия и скуки. Она позволяет постоянно впитывать неисчерпаемую жизненную энергию, ощущать себя в постоянном движении, поиске, требует раскрытия внутреннего мира, даёт возможность раскрывать разносторонний творческий потенциал. Всё это я дарю своим воспитанникам.
И пусть мои воспитанники не станут выдающимися композиторами или вокалистами, главное, что они вырастут настоящими людьми, умеющими думать, чувствовать, видеть прекрасное вокруг себя, людьми, способными дарить своё творчество, радость другим, приносить пользу родному краю, своему Отечеству – научатся величайшему из искусств – искусству жить на земле.
Что такое современный музыкальный руководитель в ДОУ? Это — педагог, психолог, аккомпаниатор, художественный руководитель, хореограф, сценарист, звукооператор, постановщик спектаклей и концертов, оформитель и костюмер в едином лице. Жизнь не стоит на месте. Сменяются поколения детей, меняются их интересы. И, для того, чтобы быть интересной для своих воспитанников, знать, чем они «дышат», интересуются, просто необходимо «держать руку на пульсе времени». Спустя годы насыщенной музыкальной жизни в детском саду, я поняла для себя, насколько важна работа музыкального руководителя для детского сада в целом. Этот музыкальный мир — душа каждого дошкольного образовательного учреждения. Музыка сплачивает между собой детей, их родителей, воспитателей. Коммуникативные свойства музыки сильны и уникальны. Возможно, это слишком громко сказано, но думаю, что каждый музыкальный руководитель должен стремиться быть достойным «лицом» детского сада.
Порою – трудно! Но, — это стоит того! Потому, что необыкновенно приятно в результате видеть в воспитанниках результат своей работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребёнок «раскрывается», становится «маленьким артистом», всегда с желанием стремится в музыкальный зал : он хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить. А как приятно видеть своих выпускников в составах различных творческих коллективов нашего города и осознавать, что и ты внес свою лепту в развитие творческих способностей ребенка, подсказал родителям, направил, дал путевку в огромный мир искусства!
С уверенностью можно отметить, что именно музыкальный руководитель побуждает и направляет детей к творческому началу, результатом которого в дальнейшем станет желание творить и мыслить самостоятельно. Два простых слова «музыкальный руководитель» несут глубокий смысл. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый; «руководитель» - подающий руку, ведущий в неизведанное и прекрасное…
Свое рассуждение я хотела бы закончить словами известного музыковеда, педагога Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия».
Знаю, что впереди меня ждет ещё много интересных открытий, ведь профессия музыкального руководителя - это бесконечное путешествие в два прекрасных мира - Мир музыки и Мир ребёнка, и очень хочется это чудесное путешествие продолжать!
И пусть я не стала знаменитой певицей или фигуристкой, но для большого количества детей я стала «Волшебницей». Сейчас я могу с чувством гордости и уважения к себе сказать: «Я - музыкальный руководитель в детском саду!». Уверена, что моя профессия еще откроет мне не одну свою новую грань. Я готова развиваться, учиться и оставаться «феей музыки» для своих воспитанников и дальше.