Ольга
Эссе «Моя педагогическая философия» (для участия в конкурсе «Воспитатель года»)
▼ Скачать + Заказать документы
Колупановa Ольгa Николаевнa,
воспитатель МБДОУ детский сад «Тополек»
с. Костин Лог Мамонтовского района Алтайского края
Эссе
«Моя педагогическая философия»
«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».
М. Горький
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“ (для участия в конкурсе „Воспитатель года“)» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Замечательную профессию педагога я открыла для себя еще в школе. Возможно, это призвание. А, может быть, любовь к детям, к учительскому труду передалась мне от моих учителей: первой учительницы, Татьяны Федоровны Яблонцевой, и классного руководителя с пятый по десятый классы, Таисии Михайловны Колтун. Это были учителя от Бога: они очень любили детей, были преданны своему делу. И это вызывает искреннее к ним уважение. Я и сейчас преклоняюсь перед ними.
Сколько себя помню, я всегда играла с маленькими детьми, и любимой игрой, конечно, была игра в «школу». А когда училась в старших классах - была вожатой у младших школьников. Поэтому и учителя, и родители, да и я сама, были уверены – я стану учителем, и именно учителем начальных классов. Но не всегда складывается так, как мы мечтаем в детстве. Свой путь в профессию я нашла не сразу.
Чтобы не расставаться с подругой, с которой мы дружили с детства, я поехала поступать в Учетно-кредитный техникум. А тут еще тетя, которая работала в колхозе бухгалтером, убедила родителей: работа банковского служащего дает возможность остаться в городе. А о чем могли мечтать родители-колхозники, как не о лучшем будущем дочери?
Уже на первом курсе поняла, что профессию выбрала неправильно. Окончила техникум, попала по распределению в Панкрушиху. Но, видно, судьбу не обманешь. И, в силу некоторых обстоятельств, мне посчастливилось осуществить детскую мечту.
И вот я – учитель. Как, наверное, и каждому начинающему учителю - на первых порах мне было трудно. Помогала любовь к детям, желание понять их, научить, дать как можно больше. Это требовало постоянного общения с родителями, ведь в работе с каждым ребенком необходим, в первую очередь, индивидуальный подход.
В процессе работы многое приходилось узнавать, постоянно самосовершенствоваться, читать методическую, педагогическую литературу, посещать уроки других учителей. Большую помощь и поддержку мне оказывали директор школы и учителя со стажем. Они приняли меня сразу, невзирая на то, что у меня не было педагогического образования. Конечно, были и такие, кто считал, что настоящим учителем может быть только человек, получивший специальное образование. Но моя практика показывает, что педагогическое образование – не единственное условие успешной работы.
Люди по-разному понимают роль учителя. Некоторые видят в нем просто преподавателя учебного предмета. Я же считаю, что учитель – это педагог, воспитатель и наставник - человек, способствующий становлению личности ученика. На своих уроках я старалась быть с учениками честной, справедливой, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Я считала, что должна была быть образцом для своих учеников. А еще любить их, этих маленьких человечков, любить не за то, что они красивые и умные, а просто за то, что они есть.
И у меня это получалось. Дети чувствовали мою любовь к ним, платили мне тем же. На переменках в моем классе всегда было не протолкнуться. Заходили даже те дети, которых я и не учила. Да и дома: у дочери, а потом и у сына, всегда был полон двор друзей. А когда подрос внук, то и у него - тоже.
Поэтому, когда мне пришлось оставить работу и переехать на родину, единственное, чего я боялась, что не придется больше работать с детьми. Но, по воле случая, мой педагогический путь продолжился. Я стала работать в нашем детском саду «Тополек» воспитателем.
Я без труда влилась в новый коллектив. С коллегами установились теплые дружеские отношения. Да и как могло быть иначе? Сразу поняла, что здесь работают люди, также преданные своему делу. У всех был большой педагогический стаж, и заработали они его на одном месте, работая в детском саду много лет. А разве можно продержаться на такой работе, не любя детей! Бесспорно - нет.
Сейчас, когда происходит модернизация в образовании, много пишут о том, какой воспитатель нужен детскому саду. Конечно, он должен быть образованным, эрудированным, идущим в ногу со временем. Но также он должен быть добрым, приветливым, внимательным, терпеливым, любознательным, интересующимся жизнью своих воспитанников, умеющим оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада. Ведь невозможен процесс воспитания без этих качеств воспитателя!
Может быть, и нескромно об этом писать, но недавно моей маме позвонила подруга и сказала, что меня считают хорошим воспитателем. Я задумалась: а что значит - хороший? Думаю, хороший воспитатель – это, прежде всего, хороший человек. И таких хороших людей можно с одинаковой уверенностью встретить и в самом престижном детском саду большого города, и в скромном детском садике маленькой деревушки. По- другому и быть не может!
Теперь я с уверенностью могу сказать, что в процессе работы оттачивается то, что дано природой. Если, общаясь каждый день с детьми, такими разными и неугомонными, ты находишь в этом радость и удовлетворение, думаешь о них, сопереживаешь их успехам и неудачам, несешь ответственность за них перед собой и родителями, любишь их, видишь в них личность – значит, ты - воспитатель! И такой воспитатель будет нужен детскому саду во все времена.
Я воспитатель! И этим я горжусь!
Горжусь и тем, что рядом всегда дети.
Своими знаниями с ними я делюсь,
И вместе за руку идем мы по планете!