Галина Белоусова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время нечасто случается
Размышлять вместе с музыкой в такт,
Ведь дела поважнее встречаются.
Кто мне скажет, что это не так?
Прозой жизни порой называется
Кутерьма нашей сложной работы,
Но всему вопреки пробуждаются
Тихой музыки светлые ноты.
А по сути, поэзия это –
Если рядом поют малыши,
И звучат, как приветы из детства
Струны юной, открытой души.
О. Вартанян.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Все мы родом из детства - особой, загадочной, невообразимо далёкой страны. Вы, наверное, помните, как череда разнообразных эмоциональных впечатлений всплывает в памяти, и, кажется, что совсем недавно я ходила в детский сад, школу, принимала важные решения. И всё время, начиная с дошкольного детства, рядом со мной были замечательные педагоги – настоящие профессионалы. Они научили меня читать, считать, рисовать, петь, танцевать.
Мне всегда нравились музыкальные занятия. Волшебный мир звуков, гармонии, и, конечно же, моя любимая воспитательница Наталья Карповна Терещёнок. С каким восхищением я смотрела на её руки, когда она садилась за фортепиано! Именно она преподала мне первые уроки игры на фортепиано. Вечерами, когда в группе оставалось мало детей, она учила меня играть гамму и простые народные мелодии. И уже в детском саду я знала, что буду музыкантом.
Окончила музыкальную школу, Омское педагогическое училище№3 по специальности «Музыкальный руководитель».
Мой педагогический принцип – помочь ребенку раскрыться, дать почувствовать свою веру в успешность обучения. Для меня каждый ребенок – это уникальная, по-своему неповторимая личность. Он открыт для добра и красоты, чутко реагирует на ложь. Как хрустальный колокольчик радует слух своим благозвучием, так и душа ребёнка отзывается на красоту гармонии красоты. То, как ребенок воспринимает себя, зависит от того, какую оценку мы ему даем. Я стараюсь найти в душе ребенка «нужную струночку», которая отзовется красивым неповторимым звуком и заставит поверить в себя.
Особой функцией музыкального руководителя считаю не прямую передачу информации, а создание атмосферы познания, стремления узнать больше. Я учу детей не только акцентировать внимание на своих чувствах, но и понимать и принимать точку зрения других людей «…размышлять вместе с музыкой в такт…». в этом мне помогает мой главный инструмент – музыка. На музыкальных занятиях я пытаюсь дать детям возможность созерцать искусство с близкого и далёкого расстояния, познавать самих себя через познание многообразия музыки. Об этом прекрасно сказал Пушкин в «Памятнике» :
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
И в этом мне помогает мой главный инструмент – музыка.
Пусть ребёнок несёт в Будущее прекрасные воспоминания о таких занятиях музыкой. «Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь», это высказывание Ф. М. Достоевского является мировоззренческой основой моей педагогической философии. Моя миссия - передать в Будущее с моими ребятами высокий результат педагогического искусства – искусства понимания и разумной любви.
С помощью музыки я воспитываю эстетические чувства маленького человека, развиваю его эмоции и воображение, учу замечать прекрасное в окружающем мире: удивляться первому весеннему дождю, грустить вместе с осенними листьям, радоваться морозному дню, жаркому летнему солнышку.
От интереса ребенка протягиваю ниточку к его развитию. И моя задача, выявляя природные задатки каждого ребенка, и на их основе развивая те или иные способности, сохранить его индивидуальность. Интересы, потребности детей побуждают меня находить такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка и «…пробуждали тихой музыки светлые ноты…».
Уметь любить ребенка – значит много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек; учиться быть педагогом – значит учиться любить и уважать самого себя. В человеке есть все: и хорошее и плохое. От нас, педагогов, во многом зависит, что вырастить, что воспитать, а что приглушить, затенить. Девизом для всех педагогов XXI века пусть будут слова замечательного человека Ш. А. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».
Я считаю, что высшее проявление педагогической успешности - это не столько высокие показатели усвоения материала, сколько радость, улыбки детей, полученные на моих занятиях и желание новых встреч с музыкой.
Детство не проходит бесследно. Во взрослую жизнь человек уносит все отрицательные и положительные эмоции, полученные в детском возрасте. Поэтому, заботясь о тонкой детской психике, я стараюсь, чтобы мои воспитанники выходили из детского сада с большим багажом ярких и добрых впечатлений, чтобы в них «… звучали, как приветы из детства струны юной, открытой души.».