ИРИНА СИМЕНКО
Эссе «Моя педагогическая философия»
Выступление на городском конкурсе "Воспитатель года 2015. Самара"
Эссе воспитателя «Моя педагогическая философия» Сименко Ирины Борисовны
«Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечный смех, а на душе всегда мир?» – Жан-Жак Руссо.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Я очень счастлива оттого, что, став взрослым человеком, живу в мире Детства. Не где-то рядом, созерцая, контролируя происходящее, а внутри, являясь активным участником его законов, событий, радостей, огорчений, побед, неудач, изменений… Что позволяет мне быть жителем этого мира? У меня есть пропуск – моя профессия. Нам, педагогам, изначально дается кредит доверия, разрешение быть в этом мире. А дальше каждый из нас использует эту данность, кто как может: кто-то умело, а кто-то нет. Когда-то, придя первый раз к детям, я испытывала чувство страха, неуверенности от того, примут ли меня дети, доверятся ли, откроются ли? Если «да», то смогу ли я удержать это доверие? И вот, с годами, я поняла, что дети чувствуют искренность моих чувств, отношения к ним. И мне радостно сознавать то, что дети идут в детский сад с «горящими глазами», с интересом, с улыбкой на лице.
Я очень дорожу детским взглядом, который излучается детьми, придя в детский сад. В нем все: и радость, и тревоги, и просьбы, и ожидания, и капризы… В этом взгляде читаю: я для них взрослый, который обладает копилкой знаний и будет делиться ею с ними. Но мне мало быть просто проводником в мир знаний, в мир жизни, мне хочется быть еще и другом для каждого.
Где-то, в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны; а это возможно только при сохранении и поддержке индивидуальности ребенка, развитии его индивидуальных способностей и творческого потенциала.
Я стараюсь каждый день с детьми совершать новые открытия, окунаться в мир познания. Ведь в этом мире маленький следопыт может в полной мере проявить свою любознательность и воображение, познакомиться с окружающим миром и его свойствами, получить знания о своей Родине,о планете Земля как общем доме людей.
Мир Детства – удивительная страна, в которой мы с детьми учимся общению, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию; страна, в которой мы всегда приходим на помощь друг другу, вместе трудимся и творим добро.
А как нам нравятся наши веселые игры! Каждый день мы с детьми окунаемся в море удивительных перевоплощений. Сегодня мы – мореплаватели, совершающие кругосветное путешествие или актеры на сцене театра, а завтра – спортсмены-олимпийцы, добивающиеся победы. Играя, мы не только развиваем наши творческие таланты, но и учимся беречь и сохранять наше здоровье. Вместе с нами играют и сказочные персонажи. Неболейка знакомит нас со строением тела человека; с полезными и вредными для человека природными и погодными явлениями,с природными витаминами и продуктами, в которых они содержатся; учит заботиться о своем здоровье с помощью различных физических упражнений и игр, закаливания. С Неболейкой мы участвуем в спартакиадах, эстафетах, спортивных праздниках, получаем представление о различных видах спорта.
Кот Этикет создает для нас интересные проблемные ситуации, решая которые мы усваиваем моральные и нравственные ценности; учимся общению и взаимодействию друг с другом.
Бабушка- Сказочница помогает нам погрузиться в мир искусства и художественной литературы, в котором мы не только знакомимся с произведениями великих художников и литераторов, сопереживаем их героям, но и сами увлекаемся творчеством и создаем свои детские шедевры.
Вместе с нами в Мире Детства живут и родители моих воспитанников. На мой взгляд, родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Хочется вспомнить слова Себастьяна Брандта:«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример тому!». Поэтому семья в Мире Детства это - сохранение и передача нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками, ответственность за воспитание детей; это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношение к людям, к природе. Родители моих воспитанников очень активные и творческие личности, которые с удовольствием участвуют во всех наших творческих начинаниях, помогают создавать новые общие традиции. Нас объединяет то, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Я хочу,чтобы мой воспитанник вырос человеком добрым и отзывчивым, научился бережно относиться ко всему живому, быть созидателем, умел ценить прекрасное и доброе, чтобы то, что было ценно во все времена: Добро, Истина, Любовь, Красота, Взаимопонимание остались ценностью для наших детей. Чтобы свободу не подменили на вседозволенность.
Я могу принимать ребенка таким, какой он есть, быть с ним откровенной, понять детские заботы и проблемы, каждый день вместе с ним совершать открытия и радоваться жизни, научить его общаться и принимать людей такими, какие они есть, помогать ему справляться с трудностями, учить преодолевать неудачи, быть ему другом, партнером, заботливой мамой и мудрым наставником.
Я желаю всем окружающим, чтобы ваша душа была открыта всему миру, чтобы вы чаще улыбались так, как это может делать ребенок, чтобы в вашей жизни было больше позитивных моментов. А все это поможет вам дольше оставаться в мире детей.
Приглашаю всех в наш Мир Детства!