Наталья Помпеева
Эссе логопеда «Моя педагогическая философия»
Моя педагогическая философия.
Ханты-Мансийский округ - Югра
Нижневартовский р-н, г. п. Новоаганск
Помпеева Н. В., учитель-логопед
Продолжая высказывание В. Соловьева «На вопрос что делает философия? - мы отвечаем: она делает человека – человеком», хочется сказать: «Педагогическая философия делает педагога – педагогом». А в чем заключается моя педагогическая философия? Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Для меня это: кто я и для чего я в профессии?
Публикация «Эссе логопеда „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Много сказано о том, какими качествами должен обладать педагог. Любовь и уважение к детям, профессиональные знания и умения… Однако
среди многих качеств педагога, на мой взгляд, инициатива имеет особый смысл. Без преувеличения можно сказать, что без инициативы педагогической деятельности нет и быть не может. Инициативность - свойство, присущее самому понятию педагог по самой его природе.
Что же такое «инициатива»? Если мы возьмем "ядро" термина «initiative», а именно «initiate», то оно определяется так: 1) положить начало, 2) посвящать (в тайну, 3) вводить (в общество) [Англо-русский словарь. Сост. В. К. Мюллер, ОГИЗ, Государственное издание иностранных и национальных словарей, М., 1944]. Есть ли в моей работе место педагогической инициативе?
Я – логопед в детском саду. Идет обычное рядовое занятие. В кабинете шесть ребят, таких разных, но объединенных одним логопедическим заключением жестким и грубым - ТНР – тяжелое нарушение речи. Оно тяжело для всех: для Юли, которая только вернулась в детский сад, после операции по ринопластике; для Никиты, который только начинает говорить; для Димы которому так трудно справиться с собственным языком; для их родителей, которым необходимо принять своего ребенка, увидеть его самого, а не собственные представления о нем; воспитателям, которым надо выполнить программные задачи, учитывая особенности этих детей, трудно мне - их логопеду…
Идет обычное рядовое занятие. Шесть ребят и я сидим в кругу, вспоминаем названия профессий людей, работающих в детском саду.
«Воспитатель!» - «Конечно!» - соглашаюсь я – «Это самый главный человек в саду». «Повар, медсестра, заведующая…» Мяч катится от меня к детям и обратно. И вдруг заминка, тишина. Решаю помочь: «Как называется моя профессия?» И вдруг слышу робкое: «Человек?»
Конечно, мы отрабатываем обобщающее понятие «профессии» и это явная ошибка, но сейчас для меня нет ничего дороже этого ответа. Пусть ребенок и не вложил в него того смысла, что услышала я. Но это есть и будет для меня главным в моей профессии - быть Человеком в самом лучшем смысле этого слова.
Перефразируя высказывание В. Яна о том, что писать для детей нужно как для взрослых, только лучше, хочется сказать «Коррекционная педагогика должна быть как обычная, только немного лучше».
Представляя свою будущую работу в д/с, все дети мне казались одинаковыми, а работа с ними представлялась простой, ведь в любимой с детства «Педагогической поэме» главный герой всегда находит правильные слова. Великие мыслители, размышляя о воспитании детей, говорят, о прописных истинах, известных, казалось бы, каждому человеку.
Но придя в детский сад, я сделала такое предсказуемое открытие - все дети разные. Как прав был К. Д. Ушинский,говоря «Искусство воспитания имеет особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,
а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически».
Только теперь стало, понятным для меня высказывание Януша Корчака: «Нет детей - есть люди с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».
В юриспруденции есть понятие «презумпции невиновности». Думаю, в педагогику необходимо ввести понятие «презумпции гениальности или одаренности». Воспитание с опорой на это подтверждает А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с риском ошибиться. О том же говорит Пришвин: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».
Дети - мое зеркало. Кто-то сегодня отмолчался, был с нами только физически, значит, что-то я упустила, где-то не продумала, не сумела коснуться детской души. Если же летят ко мне, наперебой рассказывая о своих бедах, радостях, размышлениях, значит, вижу себя в них состоявшимся педагогом.
Родион научился делить слова на слоги. Ура! Это пока, то немногое, что у него получается безошибочно. Сегодня у меня нет в плане такой задачи, но Родион будет выручать нас во всех сложных ситуациях по определению количества слогов в словах. А я постараюсь, чтобы проблемных ситуаций для него было как можно больше! Попробуй вкус успеха!
Я положила начало его пути к вершинам.
Вика тихо пробыла на занятии, а ведь ребятам было так интересно. Мы вместе писали письмо о весне, ее приметах и радости, с которой ждем первых теплых дней.
И вдруг Викин голос: «А когда говоришь капель, слышно как капли капают!»
Ура! Состоялось посвящение в тайны родного языка!
Юля – непростой характер, часто обижается и ссорится с ребятами. Спрашиваю: «Ребята, придумаем загадку?». «Конечно!» - отвечают хором,- «Давайте Юлю позовем с нами! У неё самые красивые загадки получаются!». Значит, не зря я столько раз удивлялась и восхищалась её необыкновенными сравнениями, любимым словом «будто» : почки на ветках будто кулачки, проталины, будто следы весны…
Я помогла увидеть окружающим сильные стороны человека. Общество принимает ее, ценит ее способности.
Вспомним, отмеченное выше значение термина «initiate» : 1) положить начало, 2) посвящать (в тайну, 3) вводить (в общество). В этом, наверное, и заключается моя педагогическая философия : помочь ребенку положить начало поиска себя, осознав свои возможности; приоткрыть ему тайну наук, дав почувствовать удовольствие от открытия; ввести в общество со всеми его социальными нормами и ценностями.
Проявление педагогической инициативы своего рода обряд инициации ([лат. initi re — начинать; initi tio — совершение таинств] — комплекс действий, посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий, пройдя который человек может быть Педагогом.
Думаю, главное положение моей педагогической философии заключено в артикуляционном упражнении, которому я учу детей, и с которого начинается каждый мой рабочий день, каждая встреча с ребенком: «Посмотри в зеркало, улыбнись себе, улыбнись мне, улыбнись миру и мир улыбнется тебе».
P.S. : По мнению американских социологов в списке самых счастливых профессий на пятом месте находятся преподаватели, занимающиеся специальным, коррекционным образованием!