Ольга Катаева
Эссе «Мой путь в профессию»
▼ Скачать + Заказать документы
мой путь в профессию
Катаева Ольга Федоровна
Пермский край, г. Пермь
МАДОУ «Детский сад «Театр на звезде»
Музыкальный руководитель
Известный российский актер и режиссер Александр Меньшов сказал однажды в интервью: «Выбор профессии и спутника жизни-это два самых главных выбора, которые определяют весь жизненный путь человека, его успешность и, в общем-то, счастье.»
Публикация «Эссе „Мой путь в профессию“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
С точки зрения человека с большим жизненным опытом, могу с уверенностью сказать, что мне посчастливилось в юности сделать эти главные выборы правильно! Причем я не мечтала именно об этой профессии, напротив даже не хотела работать в этом направлении. Да и спутником жизни стал человек намного превышающий мои ожидания. Детские представления и ожидания были смутными и неопределенными. Закончив музыкальную школу, я с облегчением закрыла фортепиано и решила, что с музыкой в моей жизни покончено. Как и для многих молодых людей, для меня выбор профессии происходил то по пути следования за человеком, ставшим безусловным идеалом и авторитетом (для меня это была учительница математики, то по престижности профессии для общественного мнения. Таким образом, сначала я мечтала стать учителем математики, а к окончанию школы- экономистом. Но кроме наших желаний, ожиданий, в мире есть силы, которые точно знают, что для нас хорошо. Думаю, что такая сила и направила меня в профессию «Музыкальный руководитель детского сада». Сначала музыкально-педагогическое училище было для меня временным вариантом обучения, чтобы через год поступить, наконец,в желанный и такой престижный экономический вуз. Но к окончанию первого курса я и думать забыла о карьере экономиста. Музыкальная и творческая студенческая среда полностью захватила меня. Хвала педагогам моего училища за атмосферу творческого азарта, за развитие самых главных профессиональных навыков и умений, за воспитание характера. После практических занятий с детьми в детском саду, я уже твердо знала, что буду работать в детском саду. Первый самостоятельный опыт (под руководством наставников) случился еще во время обучения. Это было и волнительно, и старательно, и незабываемо. Этот опыт работы, кстати, позволил мне познать советскую систему музыкального и дошкольного воспитания. А когда началась моя трудовая деятельность, как дипломированного специалиста, уже грянули перемены и в обществе, и в образовании, и в структуре образовательных организаций.
Профессиональное становление молодого человека происходит, по моему мнению, первые полгода деятельности. Мой первый детский сад принял меня доброжелательно, но педагогическому коллективу было сложно переключиться с опытной и высокопрофессиональной моей предшественницы на девочку без опыта. Благодарна воспитателям и методисту, которые направляли меня, подсказывали, делали нужные замечания. Это, как фундамент, некая база, осталось на всю жизнь. А первые успехи: радостные, поющие и танцующие дети, благодарные родители, уже очень скоро выстроили первые этажи моего профессионализма. Меня заинтересовал фольклор и театрализованная деятельность. Народные игры, песни, танцы, ансамбль ложкарей увлекали и меня, и детей. В процессе подготовки и проведения развлечений и праздников в русском народном стиле дети раскрепощались, развивался голос, ритм, движения. А музыкальные спектакли стали радостными и важными событиями в жизни всего детского сада. Родители готовили костюмы, мы с детьми разучивали эпизоды, музыкальные номера, воспитатели играли роли. Все это сближает педагогический коллектив, выстраивает доверительные отношения с родителями, и конечно же, всесторонне развивает каждого ребенка. Театрализованная деятельность, благодаря своей важности и эффективности, должна быть обязательным видом деятельности в дошкольных организациях наравне с игрой. Постепенно я почувствовала уверенность, что могу научить детей любить музыку. Уважение воспитателей и родителей придавало сил и творческой энергии. Через год мое «оперение» окрепло и я понемногу «расправила крылышки». Убеждена, что система наставничества самая эффективная в профессиональном становлении молодого специалиста.
Среднее профессиональное образование дает все необходимые практические умения и навыки для самостоятельной и продуктивной деятельности по профессии. А для глубокого понимания процессов педагогической деятельности, для аналитической компетенции, для творческого, но научно-обоснованного подхода необходимо высшее образование. Дошкольный факультет педагогического института я закончила по специальности «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии». Это было заочное обучение и в период становления моей молодой семьи. Конечно было не просто совмещать работу, семью и обучение. «Дорогу осилит идущий»- и у меня все получилось! Через несколько дней после рождения второго ребенка я сдала государственный экзамен и защитила диплом по теме «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкально-дидактических игр». Институт значительно расширил границы моего мышления, появился интерес к психологии. Не только детской, но и взрослой. Вопросы педагогики теперь я могла решать, обсуждать на различных методических, педагогических мероприятиях. В этот же период,из-за проблемы со здоровьем, я не могла продолжать работать музыкальным руководителем. Было решено попробовать свои силы в деятельности методиста детского сада. В моем новом коллективе было 15 педагогов, в основном стажистов, со своими принципами и подходами к работе. В этой слаженной команде и стабильности были и трудности. Людям предпенсионного возраста сложно перестраивать свою деятельность в соответствии с современными требованиями. А мне хотелось помочь каждому из них выстраивать педагогический процесс интересно, увлекательно и эффективно. И хотя в своей работе методиста я применяла классический подход: методическая помощь- контроль-анализ-результат, за небольшой период времени наш педагогический коллектив научился самоанализу педпроцесса, создал программу развития детского сада, выбрав приоритетное направление, и успешно начал реализовывать ее в работе с детьми и родителями. Уроки компромиссов и отстаивания своих требований в педагогическом коллективе стали еще одной драгоценностью в моем профессиональном багаже. Я благодарна каждому, с кем работала, спорила, творила за бесценный опыт. Результатом пяти лет моей методической деятельности стала успешная аттестация детского сада, повышение квалификации педагогов, дружный коллектив и благодарное отношение коллег. И конечно, четкое осознание того, что я могу организовать результативную деятельность педагогического коллектива.
Тем не менее, работа с детьми меня привлекала больше, чем со взрослыми людьми. Поэтому я вернулась к работе музыкальным руководителем и продолжаю трудиться на этом поприще по сей день.
Моя профессия самая лучшая! Только «музыкант» в детском саду получает столько любви, внимания, радости от детей! А сколько восторга в детских глазах, когда праздник удается веселым и ярким! А ведь эти эмоции и впечатления дети пронесут через всю жизнь. Во многом от музыкального руководителя детского сада зависит насколько интересным, радостным и ярким будет дошкольное детство ребенка. Рада, что эта миссия мне доступна. Русский народный фольклор и театрализация остались в моей деятельности, но приобрели другие формы: концерты, конкурсы, спектакли…А еще меня заинтересовал ТРИЗ. Это кладезь мудрости для детей и взрослых. ТРИЗовский подход прочно вошел в стиль моего общения с дошкольниками. Проблемные вопросы, «черное-белое», круги Лурия…- все это очень активизирует мышление детей, оживляет любое занятие, позволяет находить творческие решения, развивает воображение детей. У маленького ребенка мы- взрослые успеваем сформировать огромное количество ненужных стереотипов, ограничивающих убеждений, тормозящих самореализацию человека. А ТРИЗ напротив разрушает стереотипы, учит относиться к жизни творчески и позитивно.
Метод проектной деятельности также очень увлекает детей, поэтому я применяю его в своей работе. Приятно наблюдать, как горят глаза детей, когда они «сами» планируют событие или какое-либо дело, распределяют роли, готовятся и реализуют. Результат проекта становится детским достижением. А самый важный опыт в жизни- это самостоятельно прожитый опыт. Поэтому метод проектов незаменимая технология в работе с детьми любого возраста и в любом направлении развития.
Из новых технологий мне нравятся квесты. Это разновидность игры, поэтому очень вписывается в работу с дошкольниками. Технология кратковременных образовательных практик помогает мне расширить рамки образовательной программы и углубиться в отдельные темы музыкального развития детей. Эффективность КОПов обусловлена индивидуальным подходом и самостоятельным выбором детей.
Так, от традиционного и классического к современному и инновационному идет, движется, а часто и мчится путь моей профессии «Музыкальный руководитель детского сада»
Нет предела совершенству, но я постоянно развиваюсь, расту и личностно, и профессионально, поэтому мой путь в профессии складывается благополучно. Главное, что это приносит мне радость!