Баянова Светлана Николаевна
Эссе «Мое педагогическое кредо»
▼ Скачать + Заказать документы
Первым логопедом в моей жизни была любимая бабушка Матрена Евстафьевна. Думаю, что слова «логопед» она не слышала ни разу и не знала о важности этой профессии. Но ценность наших предков не в образовании, а в мудрости.
То, что я называю сейчас «пальчиковой гимнастикой», благодаря бабушке, присутствовало в моей жизни с первого года. «Сорока-ворона», которая всем наварила каши, да не всем дала. Отрывание мелких кусочков от газеты и запихивание их в узкое бутылочное горлышко. Перелистывание пальчиками маминых талмудов «Общей химии» и «Биологии беспозвоночных». На принесенных папой на проверку контурных картах школьников аккуратно раскрашивались известные материки и океаны и рисовались неизведанные.
Темочки:
Перебирание гречки, попытки прясть ниточку из шерсти, азы вязания. О, какой шарфик из узелков я связала дяде! Он не снимался со спицы, так были затянуты петли. Дядюшка был несказанно рад обновке. Вырезание кромкой рюмочки кружков и полумесяцев из раскатанного песочного теста…
А чудесные вечера, когда лился родной голос и из звуков речи сплетались волшебные сказки. Следишь внимательно за движениями губ, мельканием язычка и повторяешь, «как большая». Какой «кулечек» из язычка получался у бабушки! До сих пор мне не под силу это повторить.
Крючочки и палочки я писала в настоящей маминой тетради для институтских конспектов. Попало, конечно. Купили мне собственную тетрадку.
Чтение рано стало моим любимым занятием. Сами запоминались и сочинялись стихи. Первый класс прошел за проверкой тетрадей одноклассников, помогала первой учительнице.
С благодарностью вспоминаю всех школьных учителей школ № 36, 84, 58 города Кемерово. Трепетное отношение к значению слов, их происхождению, к грамматике, синтаксису и пунктуации, а вместе с ними и путь в профессию дала мне Бобровская Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы школы № 84.
Что ж после школы? Сомнений не было, выбор пал на филфак КемГУ. Еще один поклон преподавателям. Зачаровывали тайны старославянского языка, который преподавал декан факультета Василий Николаевич Данков.
Давайте вместе вслушаемся в давно известную латынь: «Omnia mea mecum porto». Все свое ношу с собой. Правы древние. Все свое у нас всегда с собой. Умение мыслить, чувствовать, сопереживать, уважать свои достоинства, осознавать недостатки. И не бояться отдать душевное тепло, знания, поделиться опытом. Не убудет. Наоборот, прибавится. И у тебя, и у тех, с кем поделился.
Не бойтесь делать добрые дела.
Как часто мы бываем безучастны
К чужим успехам и к чужим несчастьям,
А сами ждем улыбки и тепла…
Спешите делать добрые дела!
Пожалуй, в этих строках, написанных мною еще в юности, и сформулировано, как сейчас говорится, мое жизненное, а теперь и профессиональное кредо.
Credo в переводе с той же латыни означает «верую». Это «внутренняя позиция человека, его базовые убеждения, определяющие поведение и влияющие на реализацию себя как личности в социуме».
«А сами ждем улыбки и тепла». Самые лучезарные улыбки, самое бескорыстное тепло дают дети, которым ты смогла помочь что-то понять, научить новому. Успехи детей – это шаги в наше с вами будущее. И я убеждена в том, что мы, педагоги дошкольного образования, СОЗДАЕМ будущее своей малой Родины, России, Земли - своим ежедневным трудом, помогая детям в душевном и физическом развитии, в образовании их личностей. Создаем своим примером, своей увлеченностью, лаской и твердостью, сопереживанием, внимательностью.
Но любое будущее вырастает из прошлого. Уверена, что самая живая, осязаемая и ежедневно присутствующая в нашей жизни связь настоящего и будущего с прошлым – это наш с вами русский язык.
Несмотря на то, что сейчас мы пользуемся только буквами алфавита, наш язык сохранил сложность и глубину смыслов, многовариантность оттенков тех древнеславянских рун, о которых сейчас говорят современные историки. И я считаю своей задачей передать детям умение пользоваться бесценным даром наших предков – русским языком, развивая их речь, звукопроизношение, языковое чутье.
Счастье и профессиональная цель логопеда – слышать от ребенка: «Я умею говорить по-русски. Я понимаю русский язык».