Маргарита Иванова
Взаимодействие ДОО и семьи при реализации ФГОС доо
Взаимодействие ДОО и семьи при реализации ФГОС ДОО
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о необходимости сотрудничества двух социальных институтов семьи и дошкольной образовательной организации. На примере модели партнерства семьи и образовательной организации описывается механизм форм работы, что является стимулом к совместной деятельности детей и родителей.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Взаимодействие ДОО и семьи при реализации ФГОС доо» размещена в разделах
Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации. На основании ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 44,п. 1) родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Философия взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что за воспитание несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В связи с потребностью практики в технологиях сотрудничества педагогов с родителями ДОО выстроила модель партнерства семьи и образовательной организации.
Выделили 4 направления работы с семьей в условиях реализации ФГОС
ДО
1. Информационно-аналитическое 2. Просвещение 3. Информирование 4. Совместная деятельность «педагоги-родители - дети» Каждое направление имеет свои задачи и формы взаимодействия с родителями. 1. Информационно-аналитическое направление – анкетирование по годовым задачам; - опрос; – беседа. Традиционный опрос родителей об удовлетворенности качеством предоставления услуг дошкольного образования показал, что открытость деятельности педагогического коллектива, возможность получать информацию из первых рук, быть непосредственными участниками педагогического и творческого процессов вызывает у них положительный интерес и позитивное отношение к деятельности детского сада. Здесь велика роль мониторинга (обратная связь) на всех этапах построения взаимодействия. Просвещение Формы работы: информационно-просветительское Это наглядно-текстовая информация в форме памяток, стендов, советов, например «Речь вашего ребенка», «Рекомендации для чтения дома», «Семья и ребенок», «Уголок говорок». - баннеры по безопасности, буклеты «Мы вместе – это здорово», расположенные в фойе помогают родителям учить детей мерам безопасности. – тематические выставки детских работ «Мамина улыбка – солнце в небесах», «Бабушкин сундучок» - изготовление народных кукол. -ежегодные фестивали детского творчества «Путешествие в Чудетство», «Мой адрес детства - Россия», «Юные дарования - любимому городу»
занимаем первые призовые места на уровне района, в этом заслуга и родителей помогают в постановке танцев, пошиве костюмов. С каждой организованной выставкой количество участников увеличивается, именно дети активизируют своих родителей и вовлекают их в жизнедеятельность учреждения. Демонстрируя работы своей семьи, зажигают желание у своих сверстников испытывать чувство гордости за свою работу, сделанную совместно с родителями, а дети, не принявшие участие, в свою очередь уже дома активизируют родителей к проявлению своих креативных способностей в последующих мероприятиях. Выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Краски лета» - из овощей поделки, «Весна – красна изготовление скворечников», «Рыцари дорожного движения» которые стали стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Мы практикуем награждение дипломами участников выставок. Познавательные формы: –собрания групповые и общие, которые проходят в форме: круглых столов практических семинаров, психолого-педагогических тренингов, «мастер классов». Интересная форма работы это педагогическая лаборатория «Здоровье берегу - сам себе я помогу» совместные спортивные игровые занятии, походы в лес, на речку. Нужно заметить, если раньше родителей было сложно привлечь к мероприятиям, то сейчас используя современную модель работы (проекты, мастер-классы «Мы одна семья», конкурсы и т. д.) родители с интересом и желанием принимают участие в жизни детского сада. Информирование Традиционными формами являются родительские собрания, беседы. Фотовыставки, презентации, фотоколлажи для родителей «В нашей группе день за днем мы играем и живем» часто применяемая форма. Новая информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
Что касается новой формы – интернет ресурса, где родители могут почерпнуть для себя нужную информацию, это на сайте ДОО, кроме того у многих педагогов есть собственные блоги или личные сайты. Детский сад участвовал во Всероссийской выставке. Совместная деятельность «педагоги – родители – дети» Позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Стало традицией проводить совместные спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Выше, дальше, сильнее», «Будь здоровыми хотим», «Юный шахматист». Дети являются победителями шахматных турниров на уровне города, среди районов, 2 ребенка получили 2 юношеский разряд по шахматам. Это активизирует родителей на позиции сотрудничества с педагогами в воспитательном процессе. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет. По традиции, после новогодних каникул совместно с родителями проводиться праздник «Рождественские встречи» приобщаются к народным традициям. Вовлекая родителей в проектную деятельность, позволяет вовлекать в воспитательную работу в ДОО. В этом учебном году смогли реализовать совместный проект «Генеалогическое древо» в проекте реализовывались знания о своей семье, родословной, знания о профессиях. Родители готовили буклеты, презентации и защищали на занятии совместно с детьми. В рамках предложенной темы, каждый открыл для себя что то новое.