мороз наталья
Эссе «Современный воспитатель. Какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный воспитатель – это воспитатель 21 века. Живет и работает в сложное, противоречивое время, тем ни менее, на мой взгляд современный воспитатель – это такой педагог, который прежде всего сохраняет традиции и не чужд инновациям. Какие традиции, на мой взгляд, прошлого я считаю, необходимо сохранять:
Воспитатель должен воспитывать, т. е. «питать» растущий детский организм всем необходимым. Формируя у малышей первоначальные культурно-гигиенические навыки, мы тем самым уже воспитываем у детей самостоятельность. На мой взгляд, важная задача образования воспитать для общества настоящего патриота-гражданина, семьянина. И основы этого мы закладываем в дошкольном детстве. Сегодня мы, если так можно выразиться, «реанимируем» такие направления воспитательного процесса : как нравственно-патриотическое и трудовое. И это правильно. Мои профессиональные интересы связаны с экологическим воспитанием. Я уверена, что бережное отношение ребенка к родной природе залог его духовно-нравственной культуры. Как писал С. Михалков: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Что касается инноваций, здесь главное, считаю понимать разницу: между воздействием на ребенка и взаимодействие с ним. Воспитателю важно научиться взаимодействию с детьми. Субъект – субъектные отношения должны стать основой образовательного процесса в группе.
Ребенок – субъект образования. Субъект деятельности. Образовательная деятельность в группе не должна напоминать «театр одного актера». Когда воспитатель «говорит, показывает, рассказывает, что-то делает», а дети только наблюдающие и слушающие. Убеждена, что дети должны быть постоянно в активно действующей позиции. Не даром в Стандарте ДО прописаны 9 видов детской деятельности. Ребенок должен проживать жизнь в детском саду переходя от одного вида деятельности к другому. Вот тогда я уверена, что такой подход будет соответствовать тому, что говорила про детский сад Роза Семеновна Буре: «Хороший детский сад – это детский сад, куда ребенок бежит с радостью, в надежде узнать что-то новое, заниматься для себя чем-то интересным. И с такой же радостью он возвращается домой, с желанием поделиться этим новым со своими близкими». А уравновесить эти два понятия традиция и инновация мне поможет мудрое высказывание: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства».
Хочу дать совет всем коллегам: «не забывайте своего детства, тогда вам будут понятны поступки детей».
Спецификой нашего труда является то, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Поэтому у каждого воспитателя должно быть подлинное профессиональное мастерство. Помимо среднего профильного или высшего педагогического образования, должна быть разработана специальная рабочая программа воспитателя.
Основные цели работы с воспитанниками : 1) образовательные 2) развивающие 3) воспитательные
Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой Российского образования, ему необходимы определенные функции.
1. Коммуникативно – стимулирующая : налаживание положительного контакта, общения с детьми, их родителями, со всеми участниками педагогического процесса.
2. Диагностическая функция связана с изучением особенностей каждого ребенка, установлением их уровня воспитанности и развития. Знать особенности возрастной детской психологии. Должен проанализировать все личностные характеристики каждого ребенка (знать родителей, жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с малышом).
3. Ориентационно - прогностическая функция предполагает такие качества профессиональные как планирование образовательной и развивающей работы. В профессиональные интересы должно входить желание творчески относиться к своей деятельности.
4. Конструктивно – проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с детьми.
5. Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь искру в них», «жажду познания». Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с детьми, организует для них разные виды деятельности, анализирует желания малышей получать новые знания и навыки.
6. Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть настоящим примером для детей.
А также есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества:
1. Любовь. Если не любит детей – не идет даже речи о его педагогической компетентности.
2. Гуманность. Оказывает своевременную поддержку и помощь, помогает решать различные проблемы (в общении с детьми и т. д.)
3. Толерантность. Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускать ситуаций, когда повышается голос во время занятий.
4. Педагогический такт и справедливость предполагает соблюдение воспитателем общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Учитывать индивидуальные качества и психологические особенности каждого ребенка.
5. Справедливость обязательное качество современного педагога ДОУ. Он обязан вести себя беспристрастно с каждым ребенком. Должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях. Иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора и иметь житейскую мудрость.
6. С точки зрения социальной активности должен быть готов всегда помочь своим коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.
Министерством образования разработаны требования к современному воспитателю :
1. Обязан планировать, организовывать деятельность детей и их воспитание в ДОУ
2. Заниматься повседневной работой, направленной на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников
3. Применять в своей работе современные педагогические технологии и методические разработки
4. Основываясь на рекомендациях узких специалистов работать с детьми индивидуально, в подгруппах
5. Вместе с мед. работником обеспечивать сохранение и укрепление здоровья детей. Проводить мероприятия, способствующие их психофизическому развитию
6. Обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающихся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.
Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя ответственность за развитие и условия существования иного человека.
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
Мороз Н. А МКДОУ № 330 «Аринушка» г. Новосибирск