Галина Лищинецкая
Эссе на тему: «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы в детстве мечтали кем-то стать: кто-то космонавтом, кто-то врачом, кто-то агрономом или бухгалтером. Стать воспитателем с детства я не мечтала, детский сад не посещала и мало что знала об этой профессии. Когда пришло время выбирать, я решила, что буду учителем. Мои школьные учителя были для меня образцом воспитанности, грамотности, эрудированности, примером отношения к делу, и где-то в глубине души я хотела быть похожей на них. Закончила вуз, получила специальность «Географ. Преподаватель» и начала свою трудовую деятельность в качестве учителя географии. В силу сложившихся обстоятельств, пришла работать в детский сад. Так получилось, что не я выбирала профессию, а она сама выбрала меня. Вот уже 19 лет подряд, переступая порог одного и того же детского сада, знаю, что здесь меня ждут дети, которые рады встрече со мной, доверяют мне, любят меня.
Публикация «Эссе на тему: „Я — воспитатель“» размещена в разделах
На первых порах было трудно… Не хватало знаний психологии дошкольника, методики работы с детьми дошкольного возраста. Начала работать в группе раннего возраста. Малыши плакали, мне хотелось всех обнять, приласкать, успокоить. Часто ставила себя на место ребёнка, чтобы представить, как ему трудно оставаться без мамы. Постепенно приходило понимание того, что главное в моей работе. Мало просто любить детей, все дело в отношении: к каждому ребёнку надо относиться так, как хотелось бы, чтобы относились к твоему собственному.
Подрастали мои первые малыши, а вместе с ними и я «росла», постигала все тонкости и премудрости профессии. Вместе с детьми прошла все ступени дошкольного детства. Занималась самообразованием, изучала необходимую литературу, присматривалась, как работают «стажисты». Рядом со мной был опытный педагог-напарник, который всегда помогал, советовал, подсказывал. Потом были новые дети, и с каждым набором я всё уверенней чувствовала себя в своей новой профессии. Сейчас, спустя годы, уже получив диплом о профессиональной переподготовке, я не стесняюсь сказать себе, что до сих пор учусь у коллег, занимаюсь самообразованием, а мои воспитанники являются для меня учителями: сами того не ведая, подсказывают, как лучше с ними взаимодействовать.
Как-то я сказала своим воспитанникам: «С вами непросто». Одна девочка спросила: «Почему же вы выбрали такую непростую профессию?» Согласна с тем, что наша работа – одна из важных и сложных, потому что воспитатель должен много знать и уметь, быть внимательным и чутким, красиво и грамотно говорить, быть интересным и умным собеседником, уметь создать такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя как дома, и родители доверяли ему. Это кропотливый ежедневный труд, на мне лежит огромная ответственность за воспитание маленького человека. Для меня быть воспитателем — это не просто работа, а призвание, отчасти образ жизни. Еще М. Горький говорил, что «детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к детям и великого терпения».
Я считаю, что воспитатель должен быть другом по отношению к детям, их помощником и союзником, который соединяет в себе любовь к делу и к воспитанникам. Убеждена, чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться. К каждому ребенку я стараюсь находить индивидуальный подход, терпеливо выслушиваю, проявляю заботу и ласку, которых так не хватает детям в отсутствии родителей. Я считаю, что каждый воспитатель должен обладать такими качествами, поэтому мое профессиональное кредо можно выразить словами: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский)
Часто задаю себе вопрос: «Что удерживает меня в профессии?» Любопытство детских глаз, которые видят в тебе целый мир, пока ещё такой не понятный для них, но такой интересный и заманчивый. Эта особая атмосфера детства, в которую хочется возвращаться снова и снова. Может быть, радостная улыбка ребёнка и простой детский вопрос: «Вы придете завтра?»
На чем же основывается моя педагогическая философия воспитателя?
Любовь к детям, абсолютное принятие ребёнка таким, какой он есть – первый, самый главный принцип. На мой взгляд, даже профессионала с большим опытом работы не всегда можно назвать воспитателем с большой буквы. Главное в нашей работе – дарить детям любовь и тогда они ответят тем же. С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» дома, непременно становясь на твоё место – вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет категории, наград и медалей. Самая большая благодарность за труд воспитателя – это любовь детей.
Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, неповторимости – второй не менее важный принцип. Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки», послушные и не очень… Передо мной стоит задача – найти ключ к любой индивидуальности, помочь раскрыться каждому ребёнку. Свою линию общения и взаимодействия с детьми выстраиваю так, чтобы оказаться не над ребёнком, и даже не рядом с ребёнком, а вместе с ребёнком, создавая условия для раскрытия потенциала его самобытной и творческой личности.
Тесное взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников – третий принцип. Уверена, что лишь в тесном взаимодействии воспитатель-ребёнок-родитель, возможно достичь лучших результатов. Трудно в наш век постоянно развивающихся информационных технологий, доказать родителям, что за ответами на вопросы о воспитании и развитии детей лучше обратиться к воспитателю своего ребёнка, а не к компьютеру дома. Родители должны увидеть в тебе настоящего профессионала, а для этого необходимо использовать различные формы взаимодействия.
Я для себя такие формы нашла. Очень важно, чтобы родители увидели меня, как воспитателя, в «деле», поэтому активно использую Дни открытых дверей, организую совместно с учителем-логопедом школу для родителей «Навстречу друг другу», реализую совместные творческие проекты. Такие формы взаимодействия сближают, помогают установлению тесного контакта с педагогом и формированию теплых детско-родительских отношений.
Задача педагога – пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать на благо ребёнка, и значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. Именно этих позиций придерживаюсь я в общении с родителями воспитанников.
Современный мир бесконечен и многообразен. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. Для того чтобы сделать правильный выбор в будущем, ребёнок должен расти в атмосфере любви и понимания, тепла и ласки, добра, мира и согласия.
Проблема воспитания ребенка в современном мире становится все актуальнее и то, что педагог «сеет» сегодня, безусловно, отразится на будущем. Период в жизни каждого ребёнка, названный «дошкольным детством», никогда не повторится вновь. Мы, современные воспитатели, призваны нести особую миссию воспитания личности ребёнка, умеющего любить, творить, осознавать собственную ценность, уважать достоинство других и традиции, делать добро другим, быть ответственным, любить Родину. Должны развивать, развивать и развивать… способности каждого ребёнка.
Надо всегда помнить, что только Личность может воспитать Личность, или же говоря словами великого педагога К. Д. Ушинского: «Личность воспитателя значит всё в деле воспитания».