Ольга Кузнецова
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель – это профессия вневременная, вечная, архиважная. Обучение подрастающего поколения, сохранение его жизни, здоровья и передача опыта – естественный и необходимый процесс для продолжения жизни. Ответственность педагога безмерна. Отпечаток личности обучающего взрослого – его манера речи, поведения, представления и убеждения – навсегда остаются в каждом ученике. Неважно, будет ученик поддерживать или сопротивляться этому влиянию – оно все равно остается в нем как пережитый опыт. Первый ученик у себя – сам педагог. «Педагог не то, что учит, такого народу на свете полно. Педагог то, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло – потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через нее и вывести ребенка к свету – осветлить его ум, просветить его.» (С. Соловейчик) Постоянно анализировать свои поступки на правильность, признавать ошибки и каждый день воспитывать себя самого, чтобы иметь право воспитывать других – вот путь воспитателя, на мой взгляд. «Учитель и ученик растут вместе», считал Конфуций.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
Мне кажется, что профессия педагога – одна из самых социально значимых. Задумывается ли ребенок, что ему предстоит строить жизнь, участвовать в истории, менять мир, а потом передавать этот опыт своим детям? Конечно, нет. Об этом должны думать мы, воспитывая детей.
И, конечно, самое главное, о чем должен помнить педагог – человеческая хрупкость. «Не навреди», - завещал врачам Гиппократ. «Не навреди», - должно быть заповедью и современных педагогов. Имея дело с растущей, только развивающейся психикой, важно знать ее особенности и помнить об ответственности. Грубое слово, невнимание или непонимание происходящего могут оставить шрам на всю жизнь, задержать развитие или направить его по другому, менее успешному пути. «Не навреди» - вот мое педагогическое кредо и образ действия в профессии.
Еще М. Горький говорил, что «детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к детям и великого терпения». Профессиональные навыки воспитателя должны опираться именно на фундамент великой любви - не больше и не меньше, потому что с первой минуты пребывания в детском саду ребенка нужно окружить заботой и вниманием, терпеливо помогая ему адаптироваться в новой обстановке.
Воспитатель - профессия универсальная: на бесконечные "почему" может ответить только человек, владеющий точными, естественными и гуманитарными науками одинаково хорошо.
Воспитатель - профессия творческая: рисовать, лепить, танцевать и перевоплощаться то в Бабу Ягу, то во фрекен Бок, а то и в Карлсона нужно каждый день.
Воспитатель - профессия терапевтическая: некоторым детям и родителям требуется помощь в решении проблем поведения и общения, а для прочих действует принцип "не навреди".
Воспитатель - профессия современная: каждый день необходимо овладевать новыми технологиями и методиками работы.
Моя педагогическая позиция основана на философии сотрудничества. В современной педагогике ребенок является не пассивным объектом, но активным участником учебного процесса. Воспитатель выступает как организатор и координатор процесса получения знаний, как наставник, вместе с детьми ищущий ответа на поставленный вопрос. Современные реалии требуют людей с новыми личностными качествами, способных действовать самостоятельно в новой ситуации, ставить перед собой задачи и искать пути их решения, сознающих ответственность за свое дело. Для этих целей я активно использую проблемно-поисковый метод обучения, практикую проектную и экспериментальную деятельность. Однако основой для всего нового должны служить старые, проверенные временем методы, поэтому игровая деятельность для маленьких ученых продолжает являться ведущей.
Большое внимание я уделяю психологической атмосфере в группе. Ребенку нужно душевное тепло воспитателя, спокойная обстановка и уверенность, что никакие его поступки не изменят доброжелательного отношения к нему. Я учу детей разрешать конфликты с помощью слов, обращаться за помощью, контролировать и оценивать свое поведение. В. А. Сухомлинский писал: "От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш". Я осознаю свою ответственность за благополучие ребенка и стараюсь соответствовать этому высокому званию – воспитатель – уже 33 лет.