Светлана Фомина
Эссе «Я — воспитатель!»
На сегодняшний день проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ стала особенно актуальной. Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС является сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Уникальность личности – вот что ставится во главе всего образовательного процесса. И педагог должен содействовать развитию неповторимой индивидуальности ребенка.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель!“» размещена в разделах
Для воспитателя, на мой взгляд, важно уметь чувствовать ребенка, понимать его духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок. Отношения партнерства между воспитателем и воспитанником, непринужденная обстановка на занятии, применение юмора в различных формах, снимают напряжение с детей, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие самоуверенности и самостоятельности, самоконтроля и самоопределения. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей.
Важно, что в процессе образования самоценными становятся не сами знания, а умение их добыть и применить в дальнейшем. Это делает материал не только более понятным и усваиваемым, но и практически значимым.
Создание ситуации успеха – еще одна составляющая процесса дошкольного образования. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо - плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.
Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой и просят родителей прийти за ними позже.
Плюсов не оценить нельзя. Поэтому с самого раннего возраста необходимо поддержать любое начинание маленьких ученых, исследователей, творцов …Я бы предложила некую технологию отношений, которая, на мой взгляд, заключается в следующем: необходимо понять, что они – дети, и поэтому ведут себя как дети; принять ребёнка нужно таким, какой он есть; нужно найти позитивное в ребёнке, дать ему почувствовать ваше уважение к нему ; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, это может быть и участие в проектах, в различных конкурсах; организация игр с учетом интереса детей.
А развитие личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
В соответствии ФГОС у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли и желания, умение строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо не только развивать стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй,но и развивать мелкую моторику рук.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, воспитатель должен всесторонне и тщательно проработать организационно-содержательные аспекты создания условий для полноценного развития речи детей, использовать педагогический потенциал специалистов ДОУ и родителей.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка можно осуществлять через такие формы:
Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.
Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей»,, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями.
Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.
Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
Показ открытых занятий по развитию речи.
Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда
Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. И наша задача дать обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше.
Я с гордостью осознаю, что причастна к становлению Личности, оказанию помощи родителям в адаптации детей к дальнейшей жизни в современном обществе! И очень приятно, когда мою работу положительно оценивают не только дети, но и их родители, когда слышишь от них слова благодарности.
Быть педагогом в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Я уверенна, что детей надо любить, такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца, в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше. Общаясь с детьми каждый день, получаешь заряд бодрости, энергии, ощущаешь их тепло и ласку.
Хочу закончить свои мысли высказыванием К. Д. Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас». Я счастлива, что я – воспитатель! У меня есть любимое дело!